Аннотация:В современном мире система высшего образования одновременно выполняет две функции: с одной стороны, обеспечивает рынок труда рабочей силой высшей квалификации, а, с другой стороны, предоставляет гражданам возможность саморазвития и самореализации. Статья посвящена вопросам совершенствования российской системы высшего профессионального образования на современном этапе её развития: определению основных вызовов, стоящих перед системой высшего образования России в настоящее время, и возможных направлений ее развития. Рассматривая рынок труда как основной фактор развития системы высшего и дополнительного профессионального образования, авторы в теоретической части рассматривают методологические основы взаимодействия системы образования и рынка труда, останавливаясь на важнейших положениях теории человеческого капитала, теории образовательных сигналов, концепции непрерывного образования. В практической части статьи представлен анализ направлений реформирования российской системы образования высшего образования за последние тридцать лет, к числу которых авторы относят: модернизацию структуры системы образования, изменение сроков обучения, перечня специальностей и направлений подготовки, наименований квалификаций; использование компетентностного подхода при разработке и реализации образовательных программ; обеспечение взаимосвязи системы образования и рынка труда. Особое внимание авторы уделяют анализу подходов к разработке и реализации образовательных программ, предоставляющих обучающемуся возможность получения нескольких квалификаций. При этом одной из первоочередных задач является институционализация соответствующего понятийно-категориального аппарата: академическая/образовательная степень/квалификация, профессиональная квалификация, а также определение методологических подходов и принципов формирования их формулировок. В заключении представлены методологические основы, которые, по мнению авторов, необходимо принимать во внимание в рамках осуществления трансформации системы высшего образования для обеспечения эффективной системы взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования.