ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Конференция проводится под эгидой Комиссии по литературе и интеллектуальной культуре Франции, образованной в 2004 году, научным советом «История мировой культуры» при президиуме Российской академии наук. Научный комитет Сергей Фокин, доктор филологических наук, заведующий. кафедрой романских языков и перевода Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета, профессор Факультета свободных искусств и наук СПбГУ (научный руководитель проекта) Андрей Аствацатуров, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур Филологического факультета СПбГУ, доцент Факультета свободных искусств и наук СПбГУ Федор Двинятин, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Филологического факультета СПбГУ, доцент Факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Жеребин, доктор филологических наук, заведующий кафедрой зарубежной литературы РГПУ имени А.И.Герцена Лариса Полубояринова, доктор филологических наук, профессор кафедры истории зарубежных литератур Филологического факультета СПбГУ Дмитрий Токарев, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский дом) Елена Гальцова, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литература РАН, профессор Российского гуманитарного университета Денис Иоффе, преподаватель-исследователь Гентского университета (Бельгия) Корнелия Ичин, профессор Филологического факультета Белградского университета (Сербия) Идея Главная научная цель конференции заключается в опыте объединения усилий отечественных и зарубежных специалистов в области сравнительного изучения языков, культур и литератур для решения ряда актуальных задач по разработке новейших подходов и пересмотру существующих трактовок такого проблемного понятия современных гуманитарных наук и искусствоведения, как «Декаданс». В первую очередь, проект нацелен на задачу последовательного рассмотрение исторической генеалогии понятия в литературной жизни Великобритании, Германии, России, Франции во второй половине XIX – начале XX века, когда наблюдается особенно активная разработка проблематики декаданса в литературной практике и критической рефлексии, тесно связанная в национальных литературах с утверждением имперского сознания, а также с проблематизацией идеи Европы. В этой перспективе важно сосредоточиться, прежде всего, именно на «словах», через которые культура декаданса искала себя – с одной стороны, в негативных или просто оценочных отражениях академической или моралистической критики, тогда как с другой стороны, в творческой практике писателей, поэтов, философов и художников, увидевших в декадансе или том, что так именовалось, не спад творческой воли, а, наоборот, новый метод или способ противостояния буржуазному образу жизни и человеку экономическому как таковому, основанным на культе благосостояния, здорового образа жизни, нормы и пользы, характеризующим современное капиталистическое общество. При этом необходимо установить не только семантику различных словоупотреблений декаданса, фиксируемых в различных национальных культурах и литературах, но и отношения интеллектуального понятия к становлению таких позитивных наук, как медицина, психиатрия и психопатология. Здесь важно понять, как «слова» декаданса, которыми именовалась новаторская литературная или художественная практика, реально соотносились с «вещами» декаданса, то есть с радикальными начинаниями и свершениями писателей, мыслителей, художников, выделенных или выведенных в разряд «декадентов». Во вторую очередь, перед участниками проекта ставится задача рассмотреть понятие декаданса в свете отношений литературы и искусства с различными фигурами власти – начиная с государственных, правовых и судебных институтов и кончая университетской наукой и собственно литературным полем, где контр-декаданс утверждался не только в моралистических обвинениях, оценках, суждениях, но и через судебные преследования произведений или художников, обвиняемых в покушении на нравственные устои общества («Госпожа Бовари» или «Цветы Зла»). Речь идет в этом отношении об истории не только конкретных судебных «дел», через которые власть более чем болезненно реагировала на то, что представлялось упадком, разложением и разрушением литературы, но и целой системы государственной и общественной контр-культуры и контр-литературы, включающей в себя институты цензуры, рецензирования, редактуры или университетской науки, через которые властные инстанции как будто убеждали себя в собственном здоровье, во всяком случае, стремились к установлению режима идеального здоровья, как будто предписанному всякому имперскому сознанию. Вместе с тем, здесь важно попытаться понять, как культура декаданса передавалась из одной национальной литературы в другую («национальные модели декаданса»), как, с другой стороны, внутри национальной литературы имена «декаданса» или «декадентов» входили в критический дискурс, посредством которого одни силы литературного поля пытались отделить себя от других; наконец, небезынтересно в этом плане сосуществование и взаимодействие слов «декаданса» с другими литературными понятиями, через которые пыталась понять себя литература того времени: «символизм», «акмеизм», «авангард», «советская литература» и т.п. Третья задача планируемого научного мероприятия является институциональной и призвана содействовать вовлечению в научную работу молодых исследователей: в этом плане в научном коллективе проекта представляется целесообразным объединить не только признанных специалистов-компаративистов, но и начинающих ученых уровня аспирантуры (европейской докторантуры) или магистратуры, чьи заявки на участие будут проходить институционально независимую экспертизу членов научного комитета проекта.