ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Философия – древнейшая университетская дисциплина, обязательный компонент университетского образования со времён Средневековья. В крупнейших европейских странах (Германии, Испании, Италии, Франции) изучение философии введено и в систему школьного образования. В России философия также становится неотъемлемой частью академического образования с момента его возникновения во второй половине 18 в. Наибольшего размаха преподавание философии в нашей стране достигает в советский период, когда она была введена в идеологический комплекс, и её стали изучать даже милиционеры. Это потребовало открытия новых философских факультетов для подготовки преподавателей. Деидеологизация образования, осуществлённая в 1991 г., поставила философию в новые условия, приспособление к которым по-прежнему остаётся насущным делом любого преподавателя-философа. 1. Определяя место философии в современном российском высшем образовании, необходимо ясно представлять себе цели и задачи преподавания её. Такая ясность присутствовала в недавнем (советском) прошлом: мировоззренческая и методологическая (то есть, идеологическая) подготовка учащихся. Как говорил однажды крупный партийный чиновник Московского университета: «Партии не нужны просто хорошие учителя и инженеры, партии нужны идеологически грамотные учителя и инженеры». В силу такого искажённого понимания мировоззренческой и методологической функции философии в прошлом в 90-е гг. как среди нефилософов, так и среди философов распространённой позицией стало неприятие мировоззренческой и методологической подготовки в качестве задач преподавания философии. В то же время практика преподавания философии в постсоветский период показала, что такая позиция ошибочна и вредна, поэтому требуется реабилитировать мировоззренческое и методологическое образование как одну из важнейших задач «вузовской» философии. 2. Другая важная задача философии в современных российских университетах – это служить своего рода противовесом тенденции к узкой специализации («технарству»), быть средством преодоления её крайностей. Эта тенденция имеет как объективный характер, определяемый углубляющейся дифференциацией научного знания, так и субъективный, связанный с корпоративными интересами научно-образовательных групп. Однако она подрывает основы университетского образования как образования фундаментального, широкого, целостного (universitas – от лат. целостность, совокупность, объединение). В подобной ситуации особенно актуальна не только методологическая и мировоззренческая функция философии, но также и просветительская, и коммуникативная. Философия как междисциплинарное, целостное знание призвана компенсировать издержки профессиональной специализации и тем самым внести свой вклад в формирование именно университетски образованного специалиста. 3. Поскольку философия в университетах преподаётся на специализированых факультетах, то возникает проблема учёта профиля этих факультетов. Должна ли философия преподаваться везде одинаково? Да, должна, считают сторонники универсалистского подхода. По их мнению, всем учащимся нужно помочь усвоить определённый объём обязательных имён и понятий. Им возражают сторонники специализированного подхода, с точки зрения которых на каждом факультете должна преподаваться философия данной (профильной факультету) науки. Эти подходы, на наш взгляд, ошибочны в своём крайнем выражении. Их корректировке может помочь третий подход, суть которого – дополнительность. Он состоит в таком подборе преподаваемых философских знаний, который сможет заполнить пробелы в образовании, неизбежно возникающие из-за профессиональной специализации факультетов.