ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
На семинаре состоялась презентация и обсуждение результатов исследования по гранту РФФИ «Культура цифрового гражданства российской молодежи: акторы, технологии формирования, общественно-политические эффекты», реализованного под руководством доктора политических наук, профессора Департамента Бродовской Елены Викторовны и кандидата политических наук, заместителя руководителя Департамента Пырмы Романа Васильевича с участием сотрудников Департамента: доктора социологических наук Домбровской Анны Юрьевны, кандидата технических наук Азарова Артура Александровича, а также доктора психологических наук, профессора Российского Нового Университета Огнева Александра Сергеевича. Базовый исследовательский вопрос, на который ориентировалась исследовательская группа: с чем, в первую очередь, связан высокий уровень протестного потенциала цифрового поколения? Являются ли протестные установки внутренней характеристикой носителей культуры цифрового гражданства или речь идет о, скорее, поведенческой стратегии, сформированной под влиянием мобилизационных эффектов социальных медиа? На семинаре лидеры научного коллектива представили ответ на ключевой исследовательский вопрос, полученный в результате проведения прикладного исследования. Эмпирический анализ был основан на гибридной модели, и содержал метод массового опроса в формате Всероссийского онлайн- анкетирования молодежи (июль-сентябрь 2019 г., выборочная совокупность составила 1000 респондентов, репрезентативна по полу, возрасту и территориальной принадлежности), социально-медийную аналитику с применением сервиса для мониторинга социальных медиа IQBuzz (аккумулировано 580 000 сообщений и 30 наиболее популярных социальных медиа за период 2018-2019 гг.) и окулометрию в формате айтрекинга (106 участников эксперимента). В ходе презентации были проанализированы основные гражданские и политические практики, востребованные молодыми российскими пользователями в онлайн и офлайн средах, масштаб протестной мобилизации в социальных сетях, репертуар протестных сообщений, протестные установки цифровых граждан. Докладчики сфокусировались на основных итогах кластеризации массива опросных данных, в ходе которой выделены четыре типа носителей разного уровня протестного потенциала в среде российской молодежи: "зрители", "вовлеченные", "активисты", "лидеры" предложили свои интерпретационные модели формирования у российской молодежи этих стратегий протестной активности. Существенное внимание также было уделено итогам многомерного шкалирования, которое позволило зафиксировать дифференциацию ценностных профилей и стилей жизни носителей разного типа протестного потенциала. Лидеры исследовательской команды представили эмпирические свидетельства того, что наибольший потенциал протестной активности проявляют вовсе не типичные представители цифрового поколения, а те, чей ценностный выбор и стратегии цифрового гражданства, скорее отклоняются от общераспространенных.