ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Формирование литературного воображения как культурного навыка, необходимого для распознавания художественной условности именно как условности, игры, тесно связано со становлением современности. По ходу «читательской революции» XVIII века «способность пишущего создавать вымышленные миры реализуется под знаком способности читающих эти миры обживать» – то есть наделять их смыслом, соотносить с личным жизненным, культурным и социальным опытом [Венедиктова, 2018]. С.Н. Зенкин, развивая мысль Р. Барта об исторической природе референциальной иллюзии, говорит о произошедшем в XIX веке сломе в представлениях о литературном правдоподобии: «Современная литература отходит от правдоподобия “типов”; референциальная иллюзия в ней переживается не тогда, когда мы можем предсказать поведение персонажа по его “характеру”, а, наоборот, когда эта схема характера бывает резко нарушена» [Зенкин, 2018]. Есть все основания предполагать, что механизм эффекта правдоподобия исторически изменчив, зависим от развития медиа, функций текста и его положения в культурной иерархии, подвижности рамок восприятия (культурных, жанровых, дискурсивных, социальных) и т.д. Число исследований по данной тематике растет, что не случайно: это способ через культурное прошлое найти подступ к живой актуальности сегодняшней жизни.