ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В центре внимания конференции – современный русский язык и такие изменения в его грамматической структуре, лексике и фразеологии, которые осознаются как противоречащие естественной логике развития языка и отдельных его единиц и допускающие оценки парадоксальности, иррациональности, противоречивости или внутренней несовместимости. Обширное поле исследований АБСУРДА предоставляет современная языковая среда, прежде всего, интернет-коммуникация. И, конечно, АБСУРД имеет глубокие традиции в логике и словесности, находя отражение в разных видах рассуждений и художественных текстов. Все эти сферы языковой и, шире, семиотической деятельности предполагается обсудить в докладах и последующих дискуссиях. Особым направлением в проблематике наших конференций стало сопоставление явлений русского языка и других языков и культурных традиций – под углом зрения, задаваемом общей темой. В данном случае речь может идти о разнообразных проявлениях абсурда в языковых и культурных практиках, коммуникации и тексте. АБСУРД представляет интерес в широком культурно-языковом контексте как тот перекрёсток, на котором сталкиваются парадоксальное и тривиальное, реальное и иллюзорное, заумное и смехотворное, на котором отсутствие здравого смысла рождает новые смыслы. Назовем лишь некоторые темы для обсуждения: 1) Языковая природа абсурда; языковые механизмы порождения абсурдных смыслов. Звуковые и словообразовательные модели зауми. Вербальные и невербальные единицы как инструменты абсурдных высказываний. Логика порядка и ее нарушения. 2) Типология алогизмов; намеренность и ненамеренность в алогизме; сочетание несочетаемого: оксюмороны, катахрезы. Гротеск и ирония. 3) Логика абсурда и возможности ее интерпретации; тавтология, метафора; абсурдизм и возможные миры; поиск смысла в отсутствии логики. 4) Коммуникативные практики интернет-коммуникации; коммуникативные жанры абсурда, абсурдистский юмор. 5) Заумь и языковые игры на грани абсурда. 6) Непреднамеренный абсурд: казусы письменной речи – погрешности или ошибки?