ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Несмотря на секулярное самопонимание классической социологии и ее наследников, трансцендентное измерение не исчезло из социальных практик модерна. Даже наиболее секулярные дискурсы современного мира содержат значительные сакральные элементы, а базовые для них нарративы структурно являются теологическими. В этом смысле можно говорить о «теологии антитеологического» (Карл Шмитт). Революционная практика эпохи модерна выглядит ярким феноменом расколдованного мира, а революционная рациональность предстает как царство имманентного, для которого характерна предельно светская, пострелигиозная картина мира. На то, что политическое действие революционеров постоянно выходит за пределы якобы чистой имманентности, вторгаясь в область трансцендентных смыслов, неоднократно обращали внимание классики социологической мысли (М. Вебер, Р. Арон). Отечественные мыслители также отмечали религиозные корни русского коммунизма (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев). В последние годы этот подход к советскому опыту получил новое развитие в работах политических ученых и историков (Д. Е. Фурман, Ю.Л. Слезкин и др.). Трансцендирующие эффекты, казалось бы, чуждые для чисто имманентных форм, заслуживают специального изучения со стороны социального знания. Легитимным объектом политико-теологического и историко-социологического исследования секулярных практик модерна являются группы левых экстремистов или «революционных виртуозов» (Макс Вебер). Возникшие в среде русских радикалов рубежа 19-20 веков идеологические доктрины в этой перспективе предстают в качестве светских религий спасения русской интеллигенции. Порожденные этой средой общественно-политические формы и культурные практики, многие из которых были официально институционализированы в раннем СССР, могут пониматься как попытки посюстороннего спасения посредством коренного преобразования общества. В рамках политико-теологической генеалогии большой интерес представляет реконструкция трансцендентных смыслов советского модерна – от идеи «нового человека» в представлении радикальной русской интеллигенции через идею революционного обновления и вплоть до создания новой культуры строителей коммунизма и советского народа как «социальной общности нового типа». Фундаментальный анализ светских религий спасения как дискурсивных и антропологических оснований советского модерна открывает новые эвристические ресурсы для интерпретации русской политической и социокультурной истории 20 века. Меж- и трансдисциплинарное обсуждение теологических импликаций социалистического строительства призвано обогатить концептуальный аппарат социальных наук и способствовать развитию интеллектуальному сотрудничеству среди исследователей советского.