ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
На конференции Школы философии и культурологии 2022 года предлагается обсудить изменения понимания ответственности и связанной с ней субъектности, которые стремительно происходят в современном обществе. Несмотря на то, что понятие ответственности является традиционным для этического и социально-политического дискурса, наблюдается распространение данного понятия практически на все сферы человеческой жизнедеятельности. Философы сегодня, говорят не только о моральной, но об эпистемической ответственности, гражданские активисты – об экологической или даже расовой ответственности. Аналогичные изменения наблюдаются в понимании связанной с ответственностью субъектности. Если теоретические трансформации понимания индивидуального субъекта как основного субъекта ответственности не является чем-то новым уже многие десятилетия, то практическое изменение понимания субъекта ответственности, происходящее в последние годы, можно назвать радикальным. Сегодня ответственность повсеместно приписывается не только индивидуальным или коллективным субъектам таким, как личности, социальные, религиозные, этнические, расовые группы, но даже и природным механизмам или артефактам, таким как процессам в головном мозге или ЦНС, искусственному интеллекту и т. п. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые требуют глубокого критического осмысления: 1) Существует ли единое понятие ответственности? 2) Кто или что является адекватным субъектом, которому можно осмысленно приписывать ответственность? 3) Каковы онтологические основания ответственности и субъектности? 4) Возможно ли чисто натуралистическое объяснение ответственности и субъектности? 5) Каковы существуют формы ответственности, кроме моральной? В чем их специфика и как они соотносятся между собой? 6) Возможно ли приписывать ответственность за действия, совершенные в прошлом другими людьми или группами? 7) Существует ли ответственность перед будущими поколения, в том числе и отдаленными? В чем она заключается и как ей соответствовать? 8) Можно ли быть ответственным за благополучие «чужих» взрослых людей? В соответствии с этим мероприятие текущего года направлено на решение следующих конкретных задач: а) Выявить основные концептуальные, социальные изменения в понимании ответственности и субъектности и обсудить ключевые философские подходы к осмыслению этих понятий. б) Рассмотреть и критически осмыслить многообразие форм и типов ответственности и субъектности применительно к различным областям человеческой деятельности. в) Описать и проанализировать новейшие культурные сдвиги, тренды и концепты в понимании ответственности и субъектности.