ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российский Государственный Гуманитарный Университет Институт психологии им. Выготского Л.С. Международное общество Выготского Л.С. Фонд Выготского Л.С. Чтения проводятся с 12 по 16 ноября 2013 года на базе Института психологии им Выготского Л.С. Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва. Проблему сознания в психологии связывают с именем Р. Декарта. Вслед за ним многие психологи долгое время отождествляли сознание и психическое. Проблема сознания разрабатывалась в ассоциативной психологии, рассматривалась в работах В.Вундта и У.Джемса. В противоположную сторону направил внимание исследователей З. Фрейд, открыв в психологии огромный пласт бессознательного. В понятийном аппарате некоторых психологических школ вообще нет места для термина сознание, тогда как в других сознание отождествляется с различными психическими процессами. Так сознание нередко сводится к мыслительным процессам, рефлексии или функции внимания. В последние годы стала популярной концепция сознания, не привязанного к индивиду. Так, в социальной психологии огромный интерес вызывают исследования массового или группового сознания. Несколько особняком стоит понимание сознания в рамках культурно-исторического подхода. Л.С. Выготский во многом опирается на марксистское учение об общественно-исторической природе человеческого сознания. Он отмечал, что предметом новой психологии должно быть именно сознание, но понятое иначе, в другой методологической парадигме. Новую, целостную психологию сознания он называет «вершинной». Сама по себе проблема сознания очень сложна. Она характеризуется не только сложной философской подоплекой, но и непростой историей развития соответствующих исследований в психологии. Огромный теоретический багаж, который связан с этим понятием, требует пристального рассмотрения и углубленного анализа. 1) В рамках предстоящих чтений планируется работа секций: 1.1) Диалектическая психология развития и структура сознания (Методология, общая психология, философия вопроса) 1.2) Феномен сознания в неклассической психологии (Методология, теория и история психологии) 1.3) Проблема личности в контексте психологии сознания (Психология личности, Методология, философия вопроса) 1.4) Сознаваемое и бессознательное в искусстве и творчестве (Психология искусства, психология творчества) 1.5) Изменения сознания в контексте образовательного процесса (Психология образования, педагогическая психология, детская психология) 1.6) Сознание как предмет психологии развития (Психология развития, возрастная психология) 1.7) Клинический подход в психологии сознания (Клиническая психология, медицинская психология, психотерапия) 1.8) Психология эмоций (Общая психология, психология эмоций) 1.9) Сознание как мыслительный процесс (Когнитивная психология, психология мышления и решения задач) 2. Планируется организация круглых столов по направлениям 2.1) Специальная психология 2.2) Военная психология 2.3) Психология семьи 2.4) Психология массового сознания 2.5) Психотерапевтические практики 3. Кроме того буду действовать дискуссионные площадки по темам: 3.1) Самосознание в структуре сознания. Почему в психологии изучение самосознания все чаще заменяется Я-концепцией? 3.2) Исследование сознания в кросс-культурном контексте 3.3) Измененные состояние сознания – причины и феноменология явления 3.4) Сознание как критерий психического, новые грани понимания проблемы 3.5) Феномен сознания, понятый как «со» «знание». Секция: Изменения сознания в контексте образовательного процесса (Ауд. 390) 10.30-19.00 Руководители доктор психологических наук, профессор Каминская М.В. Модели формирования сознания и смыслового ряда языка у детей, проживающих за границами России. Альтшуль Хава Институт Изучения Иудаизма г. Иерусалим, Израиль К проблеме развития языкового сознания дошкольника Арушанова Алла Генриховна Детский сад №1365 г. Москва Самоотношение, мотивация и локус контроля старшеклассников Вартанова Ирина Ивановна МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии г. Москва Проект младшего школьника как форма произвольной учебной деятельности Громова Любовь Анатольевна ГБОУ ВПО МО «Академия Социального Управления» г. Москва «Встреча на знаке» как педагогическая задача Жуланова Ирина Викторовна ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет» г. Волгоград Смыслонесущие функции знака и проблема учебного материала как стимульного Каминская Маргарита Владимировна ИП РГГУ г. Москва