![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Тема заседания: «Поэзия и философия в русской литературной традиции».В первой, теоретической, части семинара с докладами выступили: 1. Владимир Варава. «Философия есть высшая поэзия» (смысл поэзии в русской литературной традиции) В докладе было представлено сопоставление поэзии и философии в русле двух философских традиций, западной, от античности до М. Хайдеггера и А. Бадью, и русской – от любомудров и Д.В. Веневитинова до В.В. Зеньковского, М.О. Гершензона, А. Белого. Танатологическая линия в русской поэзии определяется Владимиром Варавой как квинтэссенция ее философских исканий. Владимир Владимирович Варава(link is external) – писатель, д.филос.н., профессор: 2. Елена Шклярик. Образ и форма в творчестве А. Вознесенского. В докладе на примере конкретных произведений искусства, от А. Вознесенского до современных авторов, были рассмотрены возможности визуализации смысла, его выражения через сочетание текста и художественного образа, а также с помощью инфографики. Елена Николаевна Шклярик – к.филос.н., доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ: Вторая, практическая, часть семинара, как обычно, была посвящена поэзии. Участвовавшая в семинаре современный поэт Елена Лапшина(link is external) чтение своих стихов сопроводила небольшим напутствием о многослойной смысловой структуре поэтического текста. После этого собравшиеся перешли к беседе с известным литературным критиком Кларисой Пульсон. «Философия – интеграция в современный художественный текст» – так была сформулирована тема дискуссии. В качестве эксперта в обсуждении также принял участие Михаил Гундарин - современный прозаик, поэт, исследователь отечественной литературы, к.филос.н. В ходе беседы были затронуты следующие вопросы: Место философской прозы и поэзии на книжном рынке и в современном литературном процессе. Критерии философского содержания в прозе: от традиции к современности. «Игра в бисер» как пример абсолютного философского романа. Возможен ли он в современной культуре? «Снарк снарк» Эдуарда Веркина и «Дедал» Миланы Алдаровой как примеры современной философской прозы и поэзии. Виктор Пелевин и Эрих Шмитт – художественная адаптация философских идей или самостоятельная форма? Философствующая «популярная» литература. Ее функция и место в культурном пространстве. Обогащение в сфере формальных поисков как влияние философии на литературу и обновление языка – как влияние поэзии на философию. В завершение заседания было прослушано сообщение доцента Нэлли Фидаиевны Рахманкуловой об использовании поэзии в преподавании философских курсов на гуманитарных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова. От А.С. Пушкина до Б.А. Слуцкого – таков диапазон поэтических текстов, которые Нэлли Фидаиевна на протяжении многих лет использует при чтении лекций, поясняя студентам смысл философских проблем.