![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Толстовские чтения -21 (2017 г.) Чтения 2017 г. – третья из серии конференций, посвященных образу человека в языке и культуре. На чтениях 2015 г. обсуждалась проблема восприятия человека как биологического существа, т.е. языковой и культурной категоризации его анатомии (семиотика и мифология тела), физиологии (мифология еды, сна, секса и т.п.), психологии (способы восприятия мира человеком, система чувств – зрение, слух, обоняние и т.д., эмоциональный мир человека – веселье, радость, тоска, страх), вопросам культурной антропогонии (происхождения человека и его членов, систем, свойств), мифологии и семиотике возраста и пола, рождения и смерти, здоровья и болезни. На чтениях 2016 г. рассматривался человек в его отношениях с другими людьми, его социальные роли и функции и их интерпретация в языке и культуре. Имелись в виду разные линии, связывающие человека с другими людьми и отличающие от других: возрастная структура и иерархия в семье и социуме, положение детей, стариков, молодежи, соотношение полов в разных возрастных группах; отношения родства и свойства, иерархия и оценка родственных и семейных связей; отношения внутри социума (соседи, взаимопомощь, взаимные обязательства, вражда, способы регулирования отношений, общественный суд, обычное право и т.п.); трудовые и имущественные отношения, функции и свойства представителей разных видов деятельности, «специалистов» - кузнецов, мельников, пастухов, охотников, священников, нищих, колдунов и т.п.); отношение к иноверцам и инородцам. Чтения 2017 г. решено было посвятить теме «Человек в ритуале» (или «Человек и его обрядовые роли»). Человек на протяжении всей своей жизни (и даже за ее границами, т.е. до своего рождения, как и после своей смерти) оказывается включенным в систему ритуальной жизни социума – в качестве субъекта, объекта или адресата обрядовых действий. Это один из важных аспектов народной антропологии, до сих пор недостаточно привлекавший к себе внимание исследователей. Между тем он заслуживает изучения как в отношении языковом (терминология участников ритуалов и их функций; эпитеты, метафоры, антропонимия и топонимия, восходящая к подобным номинациям), так и в этнокультурном отношении (ритуальные роли человека и их обусловленность физическими, физиологическими, психологическими, моральными свойствами человека, его родственными отношениями, социальным статусом, ср. запреты и предписания, касающиеся ритуального поведения беременной женщины, бесплодной женщины, вдовы, повивальной бабки, новорожденного ребенка, первого или последнего ребенка, крестных родителей, сватов, полазника, первого встречного, сеятеля, участника магических обходов, опахивания, изготовления обыденных предметов, отгона градовой тучи и т.д.). С другой стороны, заслуживает внимания влияние отдельных характеристик на ритуальный статус человека (пола, возраста, семейного и имущественного положения, родственных связей, черт характера, способностей и умений, авторитета и т.п.). Тематическое разделение трех чтений в значительной степени условно: выделенные нами аспекты народной антропологии тесно связаны и даже переплетены друг с другом и часто их невозможно разделить, ср. «семейные» номинации и метафоры, относящиеся к частям тела (см., например, в работе Е.Л.Березович о диалектных названиях пальцев мамка, дядька, отец, сынок, вдовий палец и т.п.); семантические модели родства в календарной и иной терминологии («Категория родства в языке и культуре»); производственные метафоры речевой деятельности (Е.Л.Березович) и т.п. Трудно отделить биологического человека от его социальных в широком смысле ролей, так же как не всегда возможно провести границу между разными «системами» человека: психология и эмоциональные реакции человека связаны с его жизненными позициями и оценками, а всякая оценка переносит нас в социальную сферу.