ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
На современном этапе происходят изменения роли Москвы и Московского столичного региона в рейтингах городов и субъектов Российской федерации по отдельным экологическим индикаторам: доля Москвы в загрязнении России сокращается, а Московской области – растет. Тенденции трансформации экологической ситуации в Новой Москве территориально неоднородны в пределах присоединенных территорий и нередко противоположны развитию ситуации в городе в старых границах. Разнонапрвлены тренды в загрязнении от стационарных источников и автотранспорта воздушного, водного бассейна территории Новой Москвы. Это обусловлено влиянием как унаследованных, так и трансформационных факторов. Спад производства и структурные деформации в промышленности а также рост автомобильного парка, изменение условий движения по дорогам привели к изменению территориальных пропорций в атмосферном загрязнении Москвы как в старых так и в новых границах. Оценка динамики загрязнения воздуха, воды, образования отходов в разрезе муниципальных районов показала, что роль территории Новой Москвы в загрязнении города растет, хотя по-прежнему остается небольшой. Несмотря на то, что присоединение к Москве новых территорий во многом объяснялось решением экологических проблем, но и для этих территорий есть негативные тенденции, связанные с усилением воздействия автомобильного транспорта и масштабами жилищного строительства, а также есть локальные точки экологических проблем. Наиболее проблемными участками: полигоны твердых бытовых отходов, аэропорт «Внуково» как источник акустического и вибрационного загрязнения, все крупные дороги из-за шума, пыли и выхлопных газов, в особенности Калужское шоссе, реконструкция и расширение которого к тому же предполагают вырубку тысяч деревьев, некоторые промышленные предприятия, в числе которых «Новомосковский технопарк», Троицкий институт термоядерных исследований из-за опасности радиологического загрязнения. Новыми точками экологической напряженности становится слишком плотная жилищная застройка в пределах 10 км от МКАД, нарушение санитарных зон водоемов, ставших объектами незаконного захвата и строительства. Количество источников загрязнения, как и площадь освоения территории стремительно увеличиваются, в результате в формировании экологической ситуации быстро меняется пропорция между трансформационными и унаследованными факторами. Роль унаследованного развития или path dependency чрезвычайно велика для новых территорий. К факторам уровня воздействия относится структура автопарка, которая пока смещена в сторону более дешевых, более старых и большей доли отечественных автомобилей с повышенным выбросом на 1 км пробега машины. Но в большинстве своем унаследованные черты развития сводятся к факторам распространения по территории выбросов от автотранспорта: рельеф, планировочная структура, мосты, ширина дороги, топология дорожной сети, низкая связность сети, повышенная роли транзитных функций и др. Пока плотность улично-дорожной сети, ее связанность развивается значительно медленнее прироста застроенных многоэтажными домами территорий Новой Москвы. К унаследованным факторам относится также возраст фондов котельных, теплотрасс и очистных сооружений для охраны водных источников, что приводит к повышенным уровням нагрузки на природный комплекс территорий. Трансформационные факторы – это факторы как усиливающие (количество автомобилей), так и снижающие антропогенное воздействие (качество и тип используемого топлива, двигателя и т.д.). Т.к. именно эти факторы в наибольшей степени зависимы от социально-экономической ситуации, то они и определили изменения последних лет. Результатом вышеперечисленных изменений, явилась смена тенденции зависимости объема вредных выбросов от численности автопарка. Значимость этих факторов чрезвычайно велика. Но в отличие от территории Москвы в старых границах, на новых территориях продолжается усиление воздействия, поскольку интенсивность движения растет быстрее, чем улучшается структура потока. Недостаточно быстро развивается и строительство дорог, которое является важнейшим фактором изменения экологической обстановки. Отличительная особенность последнего десятилетия - интенсивная реконструкция городских транспортных магистралей, что существенно улучшает экологическую ситуацию в ряде районов. Новое строительство при нынешних темпах и пропускной способности дорог дополнительно увеличивает нагрузку на МКАД и основные радиальные магистрали. Ключевые слова: экология Москвы, загрязнение Новой Москвы, интегральная оценка экологической ситуации, качество окружающей среды.