ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Виртуальное пространство влияет на развитие всех сфер жизни общества, в том числе и на личность самого человека. Оно воздействует на высшие психические функции, такие как память, воображение, мышление, воля, эмоции, а также на особенности речи, что не может не отражаться на коммуникации. Виртуальное пространство интернета не только породило новые формы коммуникации, такие как чаты, блоги, форумы, социальные сети, скайп-конференции и др., но и способствовало формированию нового типа личности - виртуальной, или сетевой личности. Общаясь в условиях неоднородности сети Интернет, анонимности, практического отсутствия невербальных элементов коммуникации [2: 29], виртуальная личность получает большую свободу саморепрезентации через вербальные средства, основными из которых являются коммуникативное поведение и никнейм. [4: 135]. Никнейм играет в саморепрезентации интернет пользователя особую роль: он выполняет функцию «ключевой метафоры, способствует привлечению внимания к автору сообщения» [3: 184], является частью языковой игры и актом творчества. Именно благодаря своему творческому аспекту интернет-коммуникация может стать эффективной базой для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Среди положительных результатов применения различных форм интернет-коммуникации на уроке иностранного языка следует упомянуть «усиление социальной компетентности, формирование нового, позитивного психологического опыта, формирование социально-статусной позиции личности, решение личных проблем социального плана, обретение чувства личной свободы, решение проблемы коммуникативного дефицита» [1: 44]. Целью данной работы является выявление когнитивно-функционального потенциала использования никнеймов в немецкоязычном онлайн-дискурсе, а также определение влияния виртуальной личности на особенности учебной иноязычной онлайн-коммуникации. В качестве объекта исследования выступают никнеймы из форумов немецкоязычного сайта www.studis-online.de. Сбор материала проводился по записям за 2015-2018 гг. Методом сплошной выборки было собрано 500 никнеймов, которые были распределены на 10 категорий по формальному признаку. Был разработан ряд упражнений по немецкому языку как иностранному на образовательной платформе www.wikispaces.com; проведена методическая апробация с группой студентов второго курса; полученный материал был обработан в соответствии с поставленными целями исследования. По результатам проделанной работы были сделаны следующие выводы. 1. Никнейм является важнейшим элементом саморепрезентации пользователя в интернет-пространстве. Смысловое наполнение никнейма может напрямую влиять на коммуникативное поведение не только самого автора, но и других участников коммуникации. 2. Никнейм является существенным компонентом онлайн-коммуникации, так как подкрепляет представление о виртуальном образе собеседника во всей его полноте, включая онлайн-дискурс. 3. 34.2% исследуемых никнеймов имеют в своей основе онимы, т.е. являются именами в прямом смысле слова. 4. В структуре 36% исследуемых никнеймов не обнаружено онимов; в своей основе эти никнеймы имеют самостоятельные части речи (нарицательные существительные, имена прилагательные, глаголы), причем уровень синтаксической сложности структуры никнейма варьируется от одного слова до целого предложения. Таким образом, никнейм может представлять собой комплексное образование, в котором специфически отражаются личностные характеристики автора, реальные или воображаемые. 5. 22% исследуемых никнеймов не были определены ни в одну из категорий, т.к. выявление мотивационного аспекта номинации затруднено ввиду сложной структуры никнеймов. Таким образом, никнеймы продолжают выполнять репрезентирующую функцию, но не до конца ее реализуют. 6. Успешное общение в интернете сегодня составляет неотъемлемую часть иноязычной коммуникативной компетенции, которую необходимо целенаправленно развивать у учащихся. 7. Создание виртуальной личности в процессе учебной онлайн-коммуникации способствует развитию творческих способностей учащихся, в том числе и языкотворчества; умению конструировать, презентовать свое виртуальное «Я», вести онлайн-диалог с собеседниками, используя средства изучаемого языка. Литература Бондаренко Т.А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2006. Горошко Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры. // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА: Наука, 2014. С.9 – 53. Качанова А.А. Специфика коммуникативного поведения и саморезентации пользователей российского Живого Журнала // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА: Наука, 2014. С.158 – 178. Лутовинова О.В. Языковая личность в интернет-коммуникации. // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА: Наука, 2014. С.53 – 72.