ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Одна из задач, стоящих перед СУНЦ МГУ – мониторинг и апробирование новых педагогические технологии для обучения детей, мотивированных на получение профессии, основанной на знаниях в области биологии, химии, физики. Цель работы: анализ подходов к проведению исследовательских работ в школах для одаренных детей, учащиеся которых представили работы на Международной научной ярмарке KVIS (29 января – 2 февраля 2018, Тайланд), сравнение этих подходов с существующими и планируемыми к развитию на химико-биологическом отделении СУНЦ МГУ. Большинство школ, представленных на ярмарке, относятся к школам-интернатам для одаренных детей (похожи на СУНЦ). Исследовательские работы представляли около 250 учащихся школ для одаренных детей из Австралии, Китая (материкового и Гонг-Конга), Индонезии, Японии, Филиппин, Малайзии, Южной Кореи, Нидерландов, более 20 школ из самого Тайланда, также участвовало 5 школ из России, в том числе СУНЦ МГУ. Работы были по секциям: 1) физическая механика и роботы, 2) математика и информатика; 3) биология и окружающая среда; 4) биохимия; 5) химия; 6) физика материалов и наука о материалах. В первый день комиссия оценивали умения участников на постерной сессии, во второй день — устные доклады. В третий проходил семинар преподавателей. Проанализированы используемые педагогические технологии: различные задачи для развивающего обучения; проведение исследовательских работ с учителем (на базе школы) и с ученым (на базе исследовательского центра); технологии обучения «вне класса» (экспедиции по изучению природы, исторические экспедиции, естественнонаучные музеи); дистанционное обучение в пространстве урока. Обсуждено, какие компетенции вырабатывают в разных формах обучения, какие необходимы для успешного продолжения обучения. Обобщая, отметим следующее. В дидактических подходах к олимпиадной подготовке и проведению исследовательских работ мы держимся в русле основных практик. Опережаем в направлении методологии, а именно, используем перечисленные педагогические технологии, чтобы воспитать именно техники мышления, выделяя (и отделяя друг от друга) исследование, проектирование, стратегирование. Возможно, именно такой подход определил получение Дарьей Ногиной, ученицей 11Н СУНЦ, Гран-при ярмарки (всего награждены 2 человека из 250 участников). В школах указанных выше стран четко выделено как техника мышления только «исследование». Наблюдается смешение «проекта» и «исследования» (аналогично российскому пространству и отлично от подхода СУНЦ). В то же время, хотя часть задач, связанных с развитием критического мышления, прорабатывается нами в ходе преподавания, многие задачи, развивающие критическое мышление, остаются не использованными. В докладе обсуждается, как их ввести в практику обучения в СУНЦ. Также обсуждается новая технология «Work Together», которую мы начали разрабатывать совместно со школой-университетом KVIS. Её отличия от IRS и других программ международного сотрудничества школ.