ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Настоящее время является активным периодом формирования информационного общества, основанном на доминировании производства и использовании разнообразной информации. Как новый тип общества, он должен иметь методологическую основу своего формирования и совместимость общенаучных и специальных методов исследования. Нахождение совместимости методов исследования требует рассмотрения и сопоставления ключевых концепций информационного общества, поскольку она формирует обновленный жизненный и производственный уклад, а главное создает другую систему духовных человеческих ценностей. К основным положениям информационного общества следует отнести, что информация, как и материя с окружающей нас энергией является основой мироздания. Для человечества информация является общественным благом. Информационная стоимость по мере развития цивилизаций на Земле возрастает. Эволюционируют вместе с этим сферы изменения в обществе, куда относятся: экономическая, технологическая, пространственная, культурная и профессиональная. Сопоставление первых концепций информационного общества во второй половине прошлого века определило два подхода в его развитии. Д. Белл и З. Бжезинский основывались на различиях плодов от появления новых технологий и плодов сложившегося западного общества, где первый дал рывок в росте обслуживающего - информационного сектора экономик стран и уменьшил роль материального производства. Группа ученых, в том числе М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц определили темпы возникновения новых технологий, как решающий качественный фактор формирования информационного общества из прежнего -постиндустриального общества. Первые шаги по созданию информационного общества были предприняты в Японии в начале шестидесятых годов с активным применением во всех отраслях экономики информационных технологий (стратегия лазерного луча), что также заметно повлияло на вектор развития яркой национальной культуры государства и развитие экономического общественного сектора. В данном подходе основное место уделялось человеческому фактору, стирающему межличностные конфликты, классовые разногласия и активность госструктур в жизни населения. Через десятилетие первые успехи Японии были подхвачены социально-экономической американской моделью, что заставило по - другому посмотреть на вектор развития общества (как - сетевое общество, программируемое общество и др.) в Америке. Технико-экономическая концепция США больше заботилась о научно-познавательных областях развития общества, отдавая предпочтение молодым талантливым ученым и изобретателям, формирующим новую творческую платформу интеллектуального труда, основанную на нейрокомпьютинге и телекоммуникациях с формированием производственных отношений на принципе: информация – знание. Европейские исследователи направили информационно- технологический потенциал на децентрализацию государственного управления для вовлечения в процессы управления широкие массы населения, а их профессиональную информированность на снятие внутренних социальных противоречий. Россия, перешагнув информационную изоляцию СССР, за последние три десятилетия начала активно вливаться в международное межотраслевое информационное поле. На основе национальных ценностей и особенностей государственного управления формирование информационного общества в России должны руководствоваться необходимыми составляющими, которые включают: формирование и реализацию социально-политических и социально-экономических, правовых решений в вертикально-территориальном аспектах; повсеместное создание и расширение информационно- технологической инфраструктуры во всех субъектах РФ и отраслях народного хозяйства. Так как ответственным за это является государство- необходима действующая разветвленная динамичная законодательно-нормативная, экономико- стимулирующая база. Для этого необходимо соблюдать принципы информационного общества, включающие: не разрывное партнерство гражданского общества, бизнеса и государства; поддержку государства в международном сотрудничестве по развитию телекоммуникационных и информационных технологий; содействие отечественному производителю товаров – услуг в данной сфере; равный и свободный доступ к информационному полю знаний; сохранение в этой области безопасных условий деятельности всех его участников.