ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Водка — это не просто крепкий алкогольный напиток; это один из важнейших гастрономических и — шире — этнокультурных образов России. В постсоветские годы ликероводочная промышленность интенсивно развивается, расширяя свой ассортимент. При этом в связи с процессами регионализации в сфере политики и культуры значительная часть ее продукции несет на себе печать регионального своеобразия, способствует формированию новых образов российских регионов. Наряду с названиями водок были проанализированы и названия крепких алкогольных напитков, выпускаемых на 50 заводах страны. Круг региональных образов, которые используются в названиях крепких напитков, довольно широк. При этом активно привлекаются природные и событийно-исторические региональные образы, включая события и факты советской истории. Оправдано и использование личностных образов, образов исторических деятелей, сыгравших значительную роль в национальной или региональной истории и прямо или косвенно связанных с регионом. Колоритны этнокультурные образы, опирающиеся на языковое и этническое разнообразие России. Довольно широко используются и символические национальные образы страны и символические региональные образы. В качестве удачных примеров приведем названия водок, отражающие периоды нашей истории, например, «Партизан», выпускаемая в Брянске, «Оперуполномоченный» (Озеры Московской области), «Сельсовет» (Устьянский р-н Архангельской области). Другие названия ориентированы на закрепление региональных образов новейшнй истории: «Родина Деда Мороза» (Великий Устюг) или «АК-47» или «Калашников с серебром» (г. Глазов Удмуртии). Вместе с тем немало случаев наименований водок, которые не только не отражают специфику региона, но формируют культурно неадекватные образы. В качестве примера приведем название «Ханская» (!?) водка из Татарстана, региона с мусульманскими - «непьющими» - традициями. Среди наиболее продвинутых регионов России, к которым мы отнесли регионы, где в названиях водок ярко отражается региональный культурный ландшафт, можно назвать Вологодскую, Курскую, Астраханскую, Челябинскую области.