ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
На протяжении c 1930х до 1980х годов, тема контакта, возникнув вслед за темой войны миров, постепенно развивалась как в литературе, так и в кинематографе, обретая формы постижения иной культуры, зачастую весьма нелёгкого, но неминуемо выводящего из изоляционизма представлений о собственной исключительной ценности. Однако, казалось бы, прочно утвердившись, в новом столетии уже ставшая привычной тема контакта уступила место новым сомнениям в возможности достижения взаимопонимания. Это отмечается в литературе, но особенно на кино- и телеэкране 2010х, где «небеса падают», а инопланетяне соревнуются в кровожадности. Поворот вспять? Звёздные войны вместо Звёздного пути? Однако внимание привлекают новые подходы, идущие по «нейтральной территории». Энн Леки, собравшая все основные премии 2014 года, изображает в романе «Справедливость дрона» («Ancillary Justice») империю, выросшую на аннексии миров, где мало-мальское сопротивление пресекается превращением в соединённые нейросетью вместилища части сознания разума корабля захвата. Но проверенная столетиями стратегия даёт сбой, когда даже воплощение «меча карающего» обращается против махинаций верховной правительницы. Безграничная власть развращает, и тут последней преградой становится представление о чести, справедливости и верности изначальным принципам последнего оставшегося от взорванного корабля дрона, в котором теперь сосредоточен опыт сверхчеловеческого разума и в то же время человеческая любовь к песням. В докладе будет представлен анализ дискуссии в российском фэндоме, возникшей по поводу «феномена» Леки.