ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Известно, что в Испании распространен и является очень важным культ Пресвятой Девы Марии: "Здесь (в Испании - А.Л.) поклоняются не столько Сыну, покоящемуся на коленях у Матери, сколько самой Деве Марии..." (М. де Унамуно). Испанцы называют Богоматерь "цветком Испании" (la flor de España), а за Андалусией закрепилось метафорическое определение "Земля Девы Марии" (la Tierra de María Santísima). Если считать концепт "сгустком культуры" (Ю.С.Степанов), а также принять во внимание "культурную специфичность" антропонима, которая определяется его "изменяющейся, складывающейся веками семантикой" (Ю.Л. Оболенская), то мы можем рассматривать агиоантропоним "María" как концепт испанской лингвокультуры. Анализ дериватов от имени Девы Марии, а также народных песен и саэт, посвященных ей, позволил выявить коннотативные компоненты значения агиоантропонима и особенности восприятия Богоматери испанцами. В народных песнях Богоматерь предстает в нескольких ипостасях: как Небесная Мать испанцев и их заступница перед Богом; прекрасная женщина, с которой испанки сравниваются по красоте; а также как простая мать семейства, погруженная в земные житейские заботы. Было установлено, что Дева Мария является для испанцев воплощением "женственности" и, в целом, олицетворяет "женское начало", что проявляется в дериватах. Кроме того, изучение лингвокультурного концепта "María" позволило сделать вывод об интересной особенности испанского национального характера - о соревновательном духе, который проявляется в спорах о том, чья Небесная Покровительница выглядит красивее и наряднее во время Страстной Недели.