ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе профессора В.М.Толмачева, завершавшего всероссийскую научную конференцию, посвященную "Философским этюдам" О. де Бальзака, докладчик остановился на следующих вопросах, связанных с анализом проблесмотрения проблематики, поэтики, исторического и культурного контекста "Неведомого шедевра". 1. Перспективность рассмотрения этого центрального для Бальзака текста о смысле творчества в цепочке других текстов, генетически связанных с бальзаковским (Э.По, Г.Флобер, Э.Золя, Т.Манн, М.Пруст, Д.Г.Лоренс, Ж.Кокто, Г.Брох, Б.Пастернак. М.Юрсенар). 2. Связь "Неведомого шедевра" с предшествующей традицией (Шекспир, Дидро, Руссо, Гёте, Байрон, Мэтьюрин, Гофман, Шатобриан). 3. Фаустианский контекст новеллы (создание магической реальности; демонические черты Порбуса; творчество как эротомания и поиск вечно женственного; создание образа Нуазезы как опыт нового искусства, основанного на самореференции. 4. Гендерный аспект поисков бессмертия через творчество (Нуазеза как эмблема глубинной сути мира, креативности, мужчины-творца). 5. Инициационные структуры в новелле (связь творчества Бальзака с масонством; трактовка посвящения новеллы "Одному лорду"; особенности религиозности Бальзака как творческой категории). 6. Парадокс - основа поэтики новеллы (бытие / небытие искусства; гибель /спасение; болезнь / гениальность; "парадокс об актере"). 7. Уточнение исторических деталей новеллы (Мабюз, Френхоффер, преп. Мария Египетская, Пуссен), употребленных Бальзаком в особом смысле (Мабюз как последователь Леонардо, создатель северного Ренессанса; Мария Египетская как любовница; эзотерика позднего Пуссена и т.п.). 8. Новелла как герметический текст на тему вечного "Ренессанса".