ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Произведения Достоевского хорошо известны в Индии, их не только читают в переводах на английский и индийские языки, но инсценируют и экранизируют. Мани Каул (1944-2011), один из самых ярких индийских кинорежиссёров направления «Новая волна», снял в 1989 г. фильм «Nazar» (Взгляд), основанный на повести «Кроткая». В докладе рассмотрены особенности этой экранизации, в частности, насколько далеко отходит кинорежиссёр от оригинала; какие задачи ставит, обращаясь именно к этому произведению; какие элементы «склонения на местные нравы» он использует. Так, действие фильма перенесено в Бомбей 1980-х. Показаны два района этого мегаполиса– Нариман поинт, один из самых престижных и дорогих, где сосредоточена деловая жизнь города, и Кхотачи Вади – небольшой район, застроенный домами в духе португальской архитектуры19 века. Бомбей становится одним из героев фильма. Главный герой – не просто ростовщик, как в оригинале, но и антиквар, что объясняется глубоким интересом режиссёра к искусству – живописи и архитектуре. По словам сценариста фильма, Ш. Моханти, «каждое событие фильма соответствовало оригиналу, но было раскрыто и растянуто благодаря собственному чувству времени Кауля» . Режиссёр считал, что фильм должен не воспроизводить ритмы будничной жизни, а создавать свой собственный ритм. В связи с этим интересна реакция зрителей, многие из которых восприняли фильм как «слишком неспешный», и кинокритиков, усмотревших в этой экранизации явные параллели с фильмом Р. Брессона “A Gentle Creature” (1969), также основанном на повести «Кроткая». Индийские зрители воспринимают фильмы Мани Кауля как «чересчур европеизированные», а западный зритель обычно отмечает, что они укоренёны в индийской культуре, зашифрованы и выражают отчуждённость человека в современном мире. В докладе показано и определённое художественное сходство фильма Кауля «Nazar» (Взгляд) с его телевизионной экранизацией романа Достоевского «Идиот» (Ahmaq).