ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Рассматривается вопрос о взаимосвязи языка, культуры и национальных традиций обучения иностранному языку. Раскрываются результаты совместного международного исследования, проведенного с участием преподавателей ФИЯР и коллег из университетов России, СНГ и Франции. Развиваются концепции С.Г. Тер-Минасовой о взаимодействии языков и культур, Д. Мур и Б. Пи о социальных/коллективных представлениях и концепция П. Бурдье об университетской доксе, противопоставленной габитусу (doxa / habitus). На материале учебников, научных работ, результатов анкетирования рассматриваются особенности профессионального дискурса преподавателей французского языка в России и векторы изменений их лингвистической идеологии в разные исторические периоды: линейный – нелинейный, последовательный - колеблющийся. Выявляются различия в коллективных представлениях преподавателей, отраженные в разных типах профессионального дискурса об обучении иностранному языку. Показываются расхождения в ценностных характеристиках установочного (директивного) и спонтанного нарративов: стадиальность, идея линейного прогресса, с одной стороны; связность, эволюционность, традиционализм – с другой. Доказывается невозможность полного совпадения директивного дискурса, ассоциированного с абстрактными представлениями, и спонтанного дискурса, отражающего конкретный личный или унаследованный опыт преподавателей. Делается вывод о необходимости продолжения международных исследований в этой области.