ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Развитие любой территории происходит под действием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам развития относятся: ресурсно-сырьевой потенциал; трудовые ресурсы и их образовательный уровень; производственный потенциал (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона); инновационный (уровень развития НИОКР и их финансирования, внедрение достижений научно-технического прогресса в регионе); институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инфраструктурный (инфраструктурная обеспеченность); финансовый потенциал (объем бюджетных доходов, прибыльность предприятий и доходы населения региона); потребительский (совокупная покупательная способность населения региона). К внешним факторам относится экономико-географическое и, прежде всего, транспортно-географическое положение региона (своеобразный ресурс, способный изменяться во времени). Соотношение тех и других на разных этапах исторического развития приводит к так называемому территориальному неравенству в социально-экономическом развитии регионов, к появлению проблемных регионов, в т. ч. кризисных. Синонимом «экономического развития» следует считать «устойчивое развитие», или «качественный рост». Региональная политика должна быть направлена на переориентацию кризисных территорий на саморазвитие с использованием собственного потенциала и конкурентных преимуществ (незадействованных полюсов роста). Термин «саморазвитие» отнюдь не подразумевает отказ от субсидирования, по крайней мере, на начальном этапе. Отказаться следует от общего финансирования бюджета административной единицы, т.к. в средствах, проходящих через бюрократические инстанции, повышается энтропия. Причиной тому – огромные трансакционные издержки внутри госаппарата кризисных территорий. Сократить их возможно путем сокращения инстанций, принимающих решение, и согласования интересов центра и региона. Под сокращением инстанций, принимающих решение, подразумевается адресное финансирование. Это не противоречит принципам федерализма, т.к. определение объектов такого финансирования происходит с учетом согласования интересов. В условиях недостаточности инвестиций в качестве социально эффективного полюса роста можно рассматривать самозанятость населения. Под самозанятостью подразумевается неюридическое и не противоречащее уголовному законодательству инициирование возможности заработка на основе имеющегося хозяйственного потенциала. Самозанятость часто вступает в противоречие с экономическим законодательством, т.к. подразумевает отсутствие налогообложения, а значит, является частью теневого сектора экономики. Тем не менее, по мнению крупнейшего экономиста Эрнанда де Сото, содействие развитию теневого сектора на определенном этапе при максимальной информированности о процессах, происходящих в нем, поможет государству провести его эффективную легализацию в будущем. Необходимо дать самозанятости перерасти в малый бизнес и только тогда, обременять налогами. Приоритетными направлениями в сельской местности могут быть расширение доступа к земле, увеличение занятости в личном подсобном хозяйстве (действует также и для жителей небольших городов), содействие сбыту и переработке продукции ЛПХ. В условиях низкой эффективности сельского хозяйства – расширение несельскохозяйственной занятости: сбор и переработка дикоросов, развитие сферы услуг и торговли вдоль крупных автодорог для транзитных потребителей (дачники, туристы), развитие видов услуг для удовлетворения потребностей сельского социума. Одним из основных ресурсов производства (полюсов роста) на постиндустриальном этапе развития является информация. Объем информации относительно определенной территории как нельзя лучше характеризует ее вхождение в информационную эпоху. Этот лаг, - разницу между означающим и означаемым, - можно и нужно использовать для развития кризисных территорий. Количественные и качественные характеристики информационного поля могут быть учтены при определении инвестиционного климата кризисной территории. В современных условиях особо важное значение информационное поле имеет для развития туризма, в силу информационноемкости этой сферы. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствуют, что привлечение инвестиций в рекреационно-туристскую деятельность в большинстве случаев сдерживается не отсутствием финансовых источников, а отсутствием материалов и документов, подтверждающих инвестиционную привлекательность тех или иных туристских объектов.