ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе рассматривается концепция замены театрального актёра на сцене автоматом, куклой, манекеном или же бесплотной субстанцией в последней неоконченной пьесе Луиджи Пиранделло «Гиганты горы» (1931-1936). Пьеса рассказывает о таинственной вилле Отчаяние, затерянной у подножия горы, которая реализует фантазии тех, кто туда попадает, и при этом становится пристанищем для всех отверженных. На виллу, где живёт маг Котроне и его друзья, приезжает театральная труппа графини Ильзе. Труппа много лет колесит по миру, играя «Сказку о подменённом сыне», которую написал влюблённый в графиню поэт, покончивший жизнь самоубийством. Однако представление не находит отклика в сердцах зрителей. Труппа постепенно распадается, декорации и реквизит пропадают, актёры едва сводят концы с концами. Кажется, что только на вилле они могут воплотить теперь «Сказку…» в полной мере и найти благодарную аудиторию. В третьем акте пьесы Пиранделло вилла порождает недостающих для постановки «Сказки…» персонажей. Они представлены куклами (fantocci). Живые актёры – из труппы графини Ильзе – входят во взаимодействие с этими куклами. При этом они осознают, что сами «вышли» из своих физических тел и действуют во сне. Когда Ильзе начинает играть свою роль из «Сказки…», материализуются также бесплотные актёры, которые подают свои реплики вовремя и к месту. Взаимодействие живых и механических актёров выявляет конфликт между ними. Котроне, который в некоторой степени выражает мысли самого Пиранделло, ставит искусственных актёров – кукол или же бестелесных духов – выше артистов из плоти и крови. Несомненно в этом отношении влияние на Пиранделло с одной стороны его личного опыта директора труппы и режиссёра, с другой – идеалов и идей итальянских футуристов, воспевавших ещё в 1910-1920-ые годы появление машин и газов также и в театре, в виде замены «устаревшим» живым актёрам. В докладе представляется интересным также осветить сценическое воплощение, которое получили куклы Луиджи Пиранделло в некоторых известных постановках пьесы (Стреллер - 1947, 1966 и 1994 гг., Миссироли - 1979 г, Каменькович и Агуреева - 2014 г., Латини - 2018 г.).