ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Термин «конфликт норм» обладает широкой применимостью (от юриспруденции до лингвистики) и большой объяснительной силой. В Московской школе функциональной социолингвистики он был использован проф. Л.П. Крысиным, чтобы описать конкуренцию вариантов нормативного (литературного) и ненормативного формообразования и ударения. Такая конкуренция может быть для носителя языка случайной, неосознанной, а может, наоборот, обнаружиться в «светлом поле сознания» и мотивироваться необходимостью экспрессивного самовыражения или речевого воздействия в разных сферах коммуникации. Этот термин применяется и к креолизованным текстам, в которых несовпадение информации, передаваемой естественноязыковыми и иносемиотическими компонентами, Е.Е. Анисимова назвала неконгруэнтностью. В наших работах по лингвоконфликтологии этот термин используется для описания серьезных проблем, возникающих у профессиональных коммуникаторов, когда их стилистический выбор, соответствующий дискурсивным нормам журналистики, рекламы, предвыборной агитации, противоречит требованиям и запретам законов. За конфликтом норм часто следуют негативные эффекты – от коммуникативной неудачи (мизинтерпретации текста, отрицательной эмоциональной реакции) до коммуникативного конфликта, когда текст или его фрагмент воспринимается как нарушение морально-этических, профессионально-этических или юридических норм. Тогда представитель аудитории подает иск или надзорная инстанция возбуждает информационный спор, чтобы выявить действительные или предполагаемые намерения автора (дискредитировать, оскорбить, возбудить вражду). Однако привлечение с этой целью экспертов способно не решить проблему, а сделать ее хронической. Представление о конфликте норм должно войти в инструментарий преподавания русистики и стилистики будущим медиаработникам с первого года обучения в вузе. Выступление проиллюстрировано примерами «конфликта норм» в коммерческой рекламе «Burger King» за 2016-2017 гг.