ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Если начало XIII - начало XIV в. были в полном смысле слова монгольским веком в истории мусульманского Востока (Машрика), то конец XV - конец XVI в. - это, столь же бесспорно, век османский. Однако в обоих случаях идея военно-административной гегемонии, которая осуществляется более или менее узкой правящей верхушкой, может заслонять широкую социокультурную динамику, влияние которой могло быть значимо не меньше, чем генезис общего имперского пространства. Именно вторая половина XIV - первая половина XV в. стали поворотным моментом в становлении того этнополитического и культурно-лингвистического облика Машрика, который характеризовал его в течение последующих столетий. Это не в последнюю очередь связано с широким распространением здесь алтайской языковой семьи, представленных почти исключительно своей тюркской ветвью, в частности огузской общностью, из которой вышли два крупных литературных языка региона, в разной мере претендовавших на статус имперских - османский и азербайджанский тюрки. Если огузы-туркоманы победоносно прошли по Западной Азии за 3 столетия до обсуждаемого времени (сельджукская экспансия середины - конца XI в. и последующие волны миграций, затронувшие весь регион от Памира до Палестины), то в XIV - XV в. произошел важнейший культурно-интеллектуальный сдвиг - исламизированный огузский (туркоманский) этнический континуум обретает собственную субъектность и собственный письменный язык - западный тюрки: на эти десятилетия приходится основная масса его памятников, которые во всей полноте отражают не только литературные, но и политические особенности новой эпохи. Язык Насими - не только поэта-художника, но и проповедника-идеолога - еще ждет детального исследования в этих социальноантропологических терминах.