ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Национальное самосознание малой нации формируется в контексте мультикультурного общества. В современном мире растёт влияние как традиционных средств массовой информации, так и новых медиа на формирование национальной идентичности малой нации, расширяются и усложняются формы взаимодействия журналистики, блогосферы и потребителей информации. Новые медиа показывают значительную эффективность воздействия на читателя, слушателя, зрителя в силу их простоты, доступности и, как следствие, вызывают большее доверие, чем исторически сложившиеся СМИ. К тому же, как показывают последние политические события в разных странах мира, в которых участвуют большие массы населения, новые медиа обладают мощным организующим фактором. Это обстоятельство позволяет говорить о том, что снова становятся актуальными функции журналистики, о которых писал ещё В.И. Ленин в 1901 году в статье «С чего начать?» («Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»). Влияние старых и новых медиа на рост самосознания малой нации в контексте мультикультурного общества особенно заметно на примере Каталонии – наиболее промышленно развитого региона Испании. Журналистика сыграла значительную роль в возникновении и становлении националистического движения каталонизма в конце XIX века. Сегодня, спустя почти полтора столетия, медиа самым прямым образом повлияли на рост национального сознания. Особенно это заметно на примере референдума о независимости Каталонии от Испании, проведённого 1 октября 2017 года в нарушение конституции страны. Референдум и последовавшие за ним события вызвали большую обеспокоенность не только в Мадриде, но и в Европе в целом. Во многих странах Европейского союза есть регионы с аналогичными проблемами, поэтому опыт Каталонии актуален для всей Европы.