ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Как элемент стиха и одной из его характеристик, рифма часто изменяется вместе с развитием стихотворения. В начале 19-ого века, русская поэзия впитывает в себя пригодные черты из народной и иностранной литературы. Как М. Л. Гаспаров пишет в «Очерк истории русского стиха», стремление к новизне и к своеобразию являются важнейшей чертой русской поэзии начала 19-ого века. “Предпочтение индивидуального чувства ... (давало) цель для обогащения запаса стиховых форм ... отказ от исключительного культа античных образцов и признание эстетического равноправия художественного опыта всех культур ... давало средства для обогащения запаса стиховых форм.” В то же время многочисленные поэты, включающие Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Тютчева и др., сделали разнообразные попытки для улучшения и реформы русской рифмовки: например, в начале 19-ого века, когда точная рифма господствовала в русской поэзии, русские поэты, как Полежаев, Тютчев и Лермонтов, обращаются к приблизительной рифме. Пушкин с Жуковским ставил эксперименты сплошных мужских рифм, и потом они развивались под влиянием Лермонтова. Такие значительные попытки способствуют развитию рифмовки и русской литературы. Вместе с предшественником Пушкиным и другими поэтами его поколения, Лермонтов участвовал в экспериментах развития русской стихотворной рифмы и русской поэзии. Самолов пишет в «Книга о русской рифме», что “рифма для Лермонтова так же важна, как и для Пушкина.” Несмотря на то, что Лермонтов прожил короткий возраст, он внёс выдающийся вклад в рифмовку русской поэзии. Первый этап творчества Лермонтова представляет собой его юношеский период (1828 - 1832). Однако данный доклад главным образом связан с его творчеством с 1828-ого до 1831-ого гг. Именно в этот период молодой поэт делал попытки расширения и обогащения сфер рифм в русской поэзии: например, он начал использовать 4-стопный или 5-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами - «Силуэт» (1831) и «Как дух отчаянья и зла» (1831), чего не было у Пушкина. В данном докладе анализируются его стихотворения со сплошными мужскими рифмами, сплошными женскими рифмами и трехсложными стопами, особенно стихотворения с дактилической рифмой. Лермонтов первый написал стихотворения со сплошными мужскими рифмами в 1829 году. Под влиянием Байрона Лермонтов использовал сплошные мужские рифмы, в которых выражаются новый и романтический характеры из-за того, как писал Плетнев, что в них возникает “особенная твердость и естественность” из “отрывистого и сильного языка” мужского стиха. В русле тенденции к распространению 4-стопного ямба, он в своем творчестве опирался в основном на сплошные мужские рифмы с 4-стопным и 5-стопным ямбом. Ещё в 1829 году, он попробовал в стихотворении «Портреты» 4-стопный ямб со внутренними сплошными мужскими рифмами (один - сын, ток - листок). Через год, он в «1831-го июня 11 дня» развил этот опыт (зло - могло, его - оттого и т. д.) в использовании 5-стопного ямба со сплошными мужскими рифмами. В том же году в стихотворении «Наполеон (дума)» он использовал 5-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами (там - волнам креста - мечта). Сплошные мужские рифмы сохраняются в его более позднем творчестве: «Завещание» (1840) и «Мцыри» (1839).