ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Материал доклада нацелен на постановку открытых спорных вопросов в истории архитектуры Испании и Португалии на этапе формирования ее национальных стилевых тенденций в художественном пространстве Ренессансной культуры. В свете новейших публикаций все чаще стали подниматься проблемы магистральных и маргинальных путей стилевой эволюции, как отражение культурного движения художественной «периферии», какой принято рассматривать архитектуру этих королевств XVI – XVII вв. Взаимодействие разных традиций – привнесенных извне «итальянизмов» и местных устоявшихся форм стиля «мудехар», активное переосмысление восточных орнаментальных мотивов, как своеобразный вариант «арабизации» Ренессанса, и одновременное внедрение композиционных приемов, заимствованных из итальянских архитектурных трактатов, приводят в итоге к стилевой оригинальности архитектуры Пиренейского полуострова. При внешней кажущейся разнообразности художественного выражения и конструктивных приемов в архитектуре Португалии и Испании этого периода, существует немало общего в едином географическом пространстве, культурной среде, в исторических коллизиях, в тесных родословных связях двух государств. В этом контексте наиболее показательно стилевое развитие зодчества, с одной стороны: эпохи Католических королей, Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского и их могущественного внука Карла V как результат взаимодействия между двумя центрами ренессансной культуры Нидерландами и Италией и устоявшимися народными традициями местных стилей «исабелино» и «мудехар». С другой стороны, эпоха короля Португалии Мануэля I Великого, как время высшего могущества морской державы Португалии. Связанный с этим периодом экономический и культурный взлёт нашёл отражение в архитектуре стиля мануэлино.Каждый из этих терминов является описанием, передающим определенный аспект стиля, его художественные проблемы, политико-экономические критерии эпохи, определенное место периферийных модификаций в развитии общеевропейского классического большого стиля.