ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе обсуждаются проблемы изменения структуры когнитивных процессов в процессе становления профессионального опыта. Анализируются когнитивные стратегии решения задач экспертами и новичками. Приводятся результаты двух экспериментов. В первом эксперты и новички в области химии должны были заполнить пропуски в схематических изображениях химических процессов. Было продемонстрировано, что эксперты используют скорее когнитивную стратегию, опираясь в решении задач на хранящиеся в рабочей памяти ментальные репрезентации химического процесса, в то время как новички используют перцептивную стратегию, вновь и вновь обращаясь к информации, предъявленной на слайде. В другом исследовании принимали участие эксперты и новички в области изучения иностранных языков. Они должны были читать достаточно сложный специальный текст на английском языке и определять значения незнакомых слов. Оказалось, так же, как и в предыдущем случае, эксперты и новички используют разные стратегии распознавания значений. Новички преимущественно стремились вычерпать новое значение из окружающего контекста, по нескольку раз обращаясь к словам, которые окружали незнакомую лексему. Эксперты для того, чтобы установить новое значение слова, обращались к знаниям, хранящимся в долговременной памяти, своему ментальному лексикону.