ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Профессор В.М.Толмачев остановился на проблеме синтеза искусств в культуре 19-20 вв. и сформулировал тезис о выдвижении именно литературы в центр культуры, а также о художественном слове как новом сакральном (квазисакральном) начале культуры. В этом смысле литературны религия (протестантская "религия сердца"), романтическая философия, Маркс-Энгельс (с их поэтическим профетизмом "Манифеста коммунистической партии"), корифеи позитивизма (включая Дарвина, нашедшего "подтверждение" своей гипотезы при чтении Мальтуса), весь Ницше, романтические музыка (от "картин" Шуберта и нарративов Верди до "русских сезонов" Дягилева) и живопись (К.Д.Фридрих, Делакруа, Врубель). Выработав изнутри себя принципы литературности как носителя абсолютного смысла, литература не только создала властную историческую мифологию Античности, Средневековья, Ренессанса, но и предложила утопические образы будущего, радикальной переделки мира. Диктаторы 20 в. в значительной степени опирались на опыт Бонапарта (как синтетической творческой личности) и позднейшего символизма (втянувшего политику в сферу Поэзии). Ультравыразительность новейшей литературы нашла предельное выражение в Джойсе, после чего была поставлена под сомнение многими соперниками литературы, вытеснившими ее в конечном счете из центра культуры (кинематограф, телевидение, политика как искусство, интернет). Один из последних мощных всплесков литературности культуры - феномен итальянского кино 1950-1960-х годов. Говоря о традиционной интерпретации взаимодействия литературы и искусств, В.М.Толмачев специально остановился на опыте Пруста, а также Томаса Манна.