![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Конечно, я не могу утверждать, что успеваю следить за всеми публикациями, касающимися современных экранных СМИ, но на основе того, что я успеваю прочитать и просмотреть, у меня создаётся впечатление, что некоторые важнейшие, я бы сказал – цивилизационно значимые проблемы по каким-то причинам всё время уходят из сферы серьёзного научного (насколько он в этой сфере возможен) анализа, оставляя лишь след в текстах некоторых телекритиков. Вниманию участников нашей конференции я бы предложил краткое описание нескольких таких проблем. Первая проблема вроде бы давно обозначена и хорошо известна. Это проблема реального и виртуального. Но мне кажется актуальным не просто фиксация и описание виртуального, а анализ, во-первых, тенденции возрастания объёмов виртуального и, во-вторых, цели и направления искусственного (вне «естественных» технических тенденций) вытеснения реального виртуальным. В рамках этой проблемы, но несколько особняков в ней стоящая просматривается, на мой взгляд, вторая проблема, а именно: проблема формирования иной, отличающейся от известной нам, истории. А далее мы естественным путём переходим к доминирующим тенденциям в современном образовании, из которого всё активнее и активнее вытесняется книжная культура. Третья проблема касается не истории, а современности, экранного показа современной, текущей жизни. Проведён ли фундаментальный анализ того, какой представляется современная реальность в наших (и не только наших, разумеется) телесериалах? Насколько эта сериальная реальность отличается от реальности жизненной? Четвёртая проблема. Вообще стоит ответить на вопрос – но не теоретически, не умозрительно, а на основе анализа большого объёма экранных произведений разного формата и разных видов, об алгоритмах и целеполагании создания четвёртой (телевизионной, экранной) реальности. Творчество ранее: стремление к идеалу – к прекрасному и к моральному образцу. А теперь – к безобразному и к аморальному. Пятая проблема, отчасти пересекающаяся с четвёртой. Пределы, а точнее – беспредельность современной экранной фантазии. Но что ещё более важно – беспредельная многосубъектность как современных СМИ в целом (Сеть), так и особенно экранных медиа, включая квазимедиа. Невежество. Безответственность. Провокаторство. Аномальность и асоциальность. Шестую проблему я обозначил бы так: экспансия глумления. Или (несколько иначе): антикультура глумления. Свести всю эту проблему просто к нарастанию (кстати, почему, по каким причинам?) или просто расцвету смеховой или карнавальной культуры (что я и сам делаю в моей книге «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал») уже невозможно. Это слишком просто, слишком узко, слишком, я бы сказал, несмело. Тут что-то большее. И что-то более опасное.