![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Переосмысление образов и мотивов античной литературы и мифологии было весьма характерным явлением для романтической литературы. Так, образ Прометея в лирической драме П.Б. Шелли «Освобожденный Прометей» («Prometheus Unbound») и в стихотворении Д.Г. Байрона «Прометей» («Prometheus») переосмысляется в соответствии с романтическим мировосприятием. Прометей в этих произведениях воспринимается как угнетенный несправедливой высшей силой герой, наделенный колоссальными возможностями и несокрушимой волей. Добавляются к этому инфернальные мотивы, сближающие романтический образ Прометея с Мильтоновским дьяволом, восставшим против Бога. В произведениях П.Б. Шелли и Д.Г. Байрона весьма важной становится идея освобождения Прометея от деспотичного Демиурга, с падением власти которого, на земле установится вселенская гармония. Этот мотив сближает романтическую интерпретацию образа Прометея с гностицизмом, влияние которого было достаточно характерным для литературы рубежа XVIII и XIX вв., не только в творчестве П.Б. Шелли и Д.Г. Байрона, но и, например, в творчестве У. Блейка и немецких романтиков. Исходя из этого, Прометей в литературе английского романтизма стал неоднозначным и многогранным образом, сочетающим в себе античное наследие, гностические и христианские мотивы и, собственно, романтическую эстетику.