ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
На примере Удмуртской Республики сделана попытка анализа современного состояния татарской мусульманской культуры в контексте социокультурных процессов, проте- кающих в республике. В силу изменений, вызванных исто- рической эпохой, особенностями этнической культуры вол- го-уральских татар, длительных временных отрезков транс- формации книжного учения происходят изменения патриар- хальной формы «книжного ислама» в модернизированную народную форму. В этом случае, для большинства татар-му- сульман в России, и, конкретно в Удмуртии, на мой взгляд, правильнее использовать термин «номинальный верующий». «Номинальные мусульмане» – люди, верующие в Аллаха не столько по убежденности, сколько по устоявшейся традиции. Они являются носителями упрощенного религиозного знания – «народного ислама», отождествляя его с исламом традици- онным, за соблюдение догматов которого выступают предста- вители религиозной мусульманской уммы, называя татар «му- сульманским народом». Речь идет о тех верующих, которые (в силу сложившихся моделей восприятия) называют себя му- сульманами «по традиции». С другой стороны, активисты ре- лигиозной мусульманской уммы не признают таких мусуль- ман «истинно правоверными». Впрочем, говоря о татарах и их этноконфессиональных особенностях, они оперируют понятиями «традиционный исламский этнос» или «мусуль- манский народ». В этом наблюдается противоречие, из кото- рого следует сложность и неоднозначность этноконфессио- нальной идентификации татар-мусульман в Удмуртии.