ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Литературное картографирование является одним из ключевых методов литературной географии. Грамотное использование литературных карт в исследовании литературного пространства требует знания ключевых принципов составления подобных карт. Часть этих принципов таится в самых первых литературных картах – картах начала XX века. Данный доклад является попыткой установить истоки зарождения литературной географии в России. Сергей Алексеевич Золотарёв первым в России применил метод литературного картографирования к анализу процесса формирования и развития литературного пространства России с XVII по начало XX вв. Автор развивает методологию пространственного анализа литературно-географического пространства. В исследовании 1916 года она опирается на учет количества и плотности мест рождения писателей. Карта дополняет Синхронистическую диаграмму Золотарёва, охватывая Европейскую территорию России и Урал. На карту нанесены места рождения писателей России. На основе анализа диахронической диаграммы автор выделяет 3 периода в развитии русской литературы. Переломными годами С.А. Золотарёв считает 1785 и 1845 годы, выбор которых обусловлен сменой поколений писателей. Отмечая особенности литературного пространства, Золотарёв называет Москву «центральным гнездом» и «колыбелью» шестой части (точнее 18 %) всех исследованных им писателей. Другим литературным центром является Санкт-Петербург (8 % от общего числа литературных деятелей). В качестве других центров Золотарёв выделяет Киев и Левобережную Украину, которые выделяются только на первом этапе, а также прослеживаемый на карте путь «из Варяг в греки». В целом, Днепр «породил» 7% русских писателей. В результате историко-географического исследования и картографического анализа Золотарёвым в 1916 году впервые выявлены важнейшие литературные центры России и их пространственно-временная динамика. В 1920-е гг. Золотарёв развивает свои разработки в книге «Литература в цифрах и схемах», корректируя периодизацию активности литературного творчества и расширяя применение картографического метода в литературно-географических исследованиях. Разработка 1929 года «пропитана» антропогеографическими идеями: методология исследования включает региональный фактор, связывая своеобразие регионального культурного ландшафта, его культурных, экономических и природных свойств, с активностью литературного творчества. Этот подход он называет «антропогеографией даровитости». Литературные карты 1929 года охватывают уже четыре периода развития отечественной литературы: с 1620 по 1782 гг. (104 писателя), с 1783 по 1844 гг. (341 писатель), с 1845 по 1872 гг. (209 писателей) и с 1873 по 1906 гг. (242 писателя). При этом существенно расширяется аналитическая база: рассматриваются биографии уже 896 писателей. По мнению автора, не количество, а качество населения определяет интенсивность литературной жизни. К концу XIX в. городское население составляло 20% населения страны, при этом столицы, губернские и крупные уездные города дали половину всех писателей. В качестве основных географических факторов, влияющих на интенсивность жизни в данной местности, а, следовательно, на потенциальную возможность появления таланта, автор рассматривает торгово-промышленную активность, расположение на водных путях (особенно при слиянии рек), древность основания и богатство памятниками и историческими воспоминаниями, красоту местоположения, наличие культурных и природных границ. Очевидно, что последний фактор усиливает культурно-природное разнообразие местности. На сводной литературной карте 1929 года Золотарёв подытоживает результаты историко-географического анализа русской литературы. В качестве литературно-географических монбланов выделяются столицы – Петербург (127 писателей) и Москва (118). Карта сразу демонстрирует различие: у Петербурга, «выросшего» на инокультурной почве, отсутствует литературная провинция. В тоже время Москва как полноценная русская столица окружена поясом исторических губерний, плодовитых на литературные таланты (более 20 уроженцев-писателей в каждой). В это среднерусское литературное окружение Москвы входят Тверская, Ярославская, Костромская, Московская, Владимирская, Рязанская, Тульская и Орловская губернии. На карте хорошо видны еще два ареала наибольшей интенсивности порождения литераторов – Поволжский (Симбирская и Саратовская губернии) и Полтавский. Последний дал миру русских (Гоголь, Херасков, Гнедич) и украинских писателей (Котляревский, Навроцкий). Выводы. 1. Первая литературная карта России была создана в 1916 году С.А. Золотарёвым. При этом с самого начала его исследования были нацелены на поиск и анализ пространственных закономерностей. 2. В работе 1929 года С.А. Золотарёв впервые выполнил литературно-географическое районирование России. Предлагаются количественные градации, на основе которых выделяются регионы по уровню продуктивности литературных талантов. 3. Разрабатывая методологию пространственного анализа развития литературного пространства России, которую он называет антропогеографией даровитости, Золотарёв выходит на попытку увязать своеобразие регионального культурного ландшафта с активностью литературного творчества. 4. Актуальность проведенных исследований сохраняется до настоящего времени, более чем через 100 лет после публикации первой литературной карты. На наш взгляд, весьма перспективно применение предложенного метода в исследованиях литературной географии советской и постсоветской России.