ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
«Двухэтажный диалог», построенный на контрапункте, в рамках литературно-драматического радиовещания был впервые использован в 1959 году в радиоспектакле «Время летних отпусков» по повести А.Е. Рекемчука. Благодаря художественному приему аудиальное выражение получили мысли героя, что существенно способствовало раскрытию образа. «Радиотеатр, с его техникой записи на пленку, дает возможность одновременного существования героя в различных пластах времени, и это открывает перед радиотеатром неисчерпаемые возможности для психологического, социального, историко-философского исследования человеческой личности», - подчеркивает Т.А. Марченко. В радиопьесе И.М. Ефимова «Таврический сад» (1964 г.) «двухэтажный диалог» позволил сопоставить настоящее и прошлое. Слушатель знакомится с детскими воспоминаниями героя, воспроизведёнными от первого лица: звучат голоса мальчишек, голос главного героя при этом остается взрослым, но слегка искажен. Похожим образом в радиоспектакле представлены мечты и реальность. В 1966 году Р.М. Иоффе выпустила радиоспектакль по произведению В.Б. Шкловского «Повесть о художнике Федотове», в котором показано, как и почему талантливый человек теряет рассудок. Движения души радиорежиссер выразила «тихим словом», противопоставленным партии шумов. Это позволило добиться «обратного подтекста». Так, например, сцена, где звучит фраза «я тебя ненавижу», стала описанием истинной любви. Полномасштабно потенциал «двухэтажного диалога» как художественного приема раскрылся в творчестве А.В. Эфроса. В 1976 году он записывает радиоспектакль «Мартин Иден» по одноименному роману Джека Лондона. В главной роли В.С. Высоцкий. Из всей сюжетной структуры романа А.В. Эфрос намеренно выбирает лишь одну линию, психологическую - линию духовного прозрения героя. Режиссер выстраивает ее путем стыковки сцен, наиболее ярко иллюстрирующих перемены в мировоззрении Мартина Идена: диалоги с Руфью, встречи с Лиззи Конолли. Примечательно, что, в отличие от оригинального произведения, где подробно описываются уроки Руфи, в радиоспектакле акцент сделан на монологах, характеризующих ее «ремесленнический» подход к жизни, понимание счастья как цепочки утвержденных обществом событий, направленных на достижение материального блага и высокого положения в обществе. Для максимального погружения слушателя в духовный мир Мартина Идена, А.В. Эфрос использует сюжетный контрапункт. Хроника жизни героя (фабула) сосредоточена в газетных заголовках, его внутренняя борьба - в столкновениях с Масляной Рожей, философский аспект раскрывается через сцену гибели. Эти три линии постоянно переплетаются, рисуя густой, насыщенный образ. Режиссер демонстрирует три уровня сознания героя (по З. Фрейду), - «я», «сверх-я» и «оно». С помощью контрапункта А.В. Эфрос размышляет и о способности человека к истинным чувствам. Режиссер неоднократно сталкивает сцены, выражающие любовь «возвышенной» Руфи и любовь «простой» Лиззи. Особенно контрастно это столкновение в одной из финальных сцен. В ней не только философское толкование понятия «любовь», но истинное прозрение главного героя: Лиззи: «Мартин, я могла бы умереть за Вас». Руфь: «Вы подумайте, на что я решилась!» Лиззи: «Мартин, я могла бы умереть за Вас». Руфь: «Подумайте, куда я пришла!» Музыка сфорцандо Музыка у А.В. Эфроса - четвертая линия повествования. Она сопровождает почти каждую сцену, но не как обрамление - как самостоятельный голос, выражающий эмоциональный фон Мартина Идена. Полифонией создается многоуровневая характеристика героя, слушатель ощущает себя неотделимым от него. А.В. Эфрос демонстрирует силу, которой располагает «двухэтажный диалог», построенный на контрапункте, когда речь идет об описании движений сознания и души - сферу внутреннего, с трудом постижимого. То, что практически невозможно передать зрительными образами, звуковыми - пишется точно и тонко. Источники и литература 1) Марченко Т. М. Радиотеатр. Страницы истории и М., 1970 2) Верник Э.Г. Мой радиотеатр. М., 2010 3) Ефимова Н.Н. Культура работы со звуком в эфире: Учебное пособие. М, 2003 4) Современное радиовещание в оценках журналистов и исследователей. Сборник ма- териалов заседаний круглых столов в рамках конференции «Журналистика» (2004- 2011)/ Под ред. Болотовой Л.Д. М., 2011 5) Фрумкин Г.М. Школа начинающего сценариста: Учебное издание. М., 1997 6) Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. М., 2004