![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Появление новой научной дисциплины «теология» ставит вопрос о том, как она будет соотноситься с традиционным религиоведением, в том числе, в качестве образовательной дисциплины высшей школы. Если рассматривать исключительно паспорта дисциплин ВАК, то мы имеем дело с двумя почти тождественными научными дисциплинами. Однако, с другой стороны, сами теологи и представители священноначалия (в частности, митрополит Иларион, ставший председателем первого диссертационного совета по теологии) неоднократно высказывались в том ключе, что теология будет изучать те же предметы, которые изучает религиоведение (религиозные объединения, религиозные учения, религиозное сознание, историю религии и т.д.), но с субъективной позиции верующего человека, а также в аспекте «должного» (то есть в аспекте того, насколько религия и религиозные учения должны быть регуляторами поведения индивидов и групп). Хотя высказывания этого типа делают весьма проблематичным существование теологии как научной дисциплины, в данном контексте проведение демаркации между религиоведением и теологией оказывается осуществимой задачей. Поскольку современная наука является эмпирической наукой, имеющей объективный и системный характер, то того же следует ожидать и от религиоведения. Поэтому, как представляется, можно сказать, что религиоведение – это наука о специфических аспектах жизни человека, постольку, поскольку и настолько, насколько эти аспекты могут обнаруживаться в чувственно воспринимаемой реальности. При этом религиоведческое исследование предполагает изучение этих аспектов объективно, вне зависимости от личной веры исследователя и того, что он считает «должным». Равным образом, теология и сами теологи также оказываются объектом изучения религиоведения – в той мере, в какой они высказываются о религии с особых позиций «инсайдеров».