ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Измена - то, что так или иначе практически неизбежно присутствует в отношениях с другим. Едва ли возможно рассмотрение человеческих взаимоотношений вне акта измены: она просветляет их суть. Многообразие форм измены держится вокруг ядерного значения - супружеской измены, измены в отношениях между мужчиной и женщиной, измены в паре. В свете логики психоаналитической традиции, такой акт измены первичен. Автором предпринята попытка прояснении этического требования, обращенного к акту измены, для пространства психоанализа лаканианской традиции. Критикуется распространенное заблуждение о сведении этики Лакана к эксцентрике и эгоцентризму. Для иллюстрации пространства, применительно к которому Лакан говорит об этике, используется модифицированный образ дикобразов из притчи Шопенгауэра. Для характеристики отношений субъектов в этом пространстве вводится формула "обворованные полностью воруют в мелочах". Этическое определяется как то, что постоянно терпит ущерб, утверждая себя "вопреки принципу удовольствия". При этом сохраниться в этом положении ему позволяет то, что оно утверждает себя вопреки удовольствию ради иного удовольствия. С опорой на материалы XX семинара Лакана реконструируется третья, нефаллическая ориентация субъекта на Вещь, которая выстраивается через означающее нехватки в Другом: позиция такого субъекта держится вокруг несоизмеримости реальности (сочетания Символического и Воображаемого) и Реального. "Объектом" этой позиции становится означающее за пределами принципа удовольствия - "означающее, созданное ex nihilo, произведенное вокруг того ничего, что есть Вещь (как брешь в Реальном), и, таким образом, способное его представлять". Это иное означающее позволяет субъекту переживать нефаллическое наслаждение (которое Лакан ассоциирует с мистическим экстазом). Одной из форм представления этого объекта оказывается дело-причина (в противопоставление с объектом-причиной желания), с которым и соотносится этическое.