ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В современном русском языке отчётливо прослеживается тенденция к аналитизму. Как проявление этой тенденции в последнее время активизировалось употребление предложно-падежных форм существительных с семантикой состояния в предикативной функции, а также предикатива. Бесспорным является отнесение слов ярость, шок, депрессия в конструкциях быть в ярости, быть в шоке, быть в депрессии и под. к словоформам имени существительного. Это имена состояния: они имеют в своей семной структуре соответствующую семантику. Сложнее дело обстоит со словами в конструкциях типа быть в курсе, быть на взводе, быть в шоколаде, быть в минусе, быть на игле и под. В семантике этих существительных нет значения состояния, тем не менее, употребляясь в функции составного сказуемого, они эту семантику приобретают. Проанализировав примеры употребления слова курс в речи (с помощью Национального корпуса русского языка), мы вслед за В.В. Виноградовым пришли к выводу, что значение состояния возникает только при предикативном использовании предложно-падежной формы этого существительного. На наш взгляд, словоформа в курсе также обладает признаками предикатива, поэтому определение её как предикатив в упомянутом выше словаре небезосновательно. То же относится и к другим похожим словоформам, употребляющимся в предикативной функции, например, в ажуре, в шоколаде, на взводе, в минусе, на игле и под., которых в современном русском языке большое количество. Как видим, в настоящее время существуют разночтения в отнесении подобных словоформ к той или иной части речи: к имени существительному или к предикативу. На наш взгляд, при наличии таких разночтений подобные словоформы требуют особого внимания и дальнейшего детального изучения.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | Тезисы доклада | Tezisyi_Zajtseva_A._Osobennosti_vyirazheniya_semantiki_sost… | 37,0 КБ | 18 апреля 2020 [Alexandra_Zaytseva] |