ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Для современная российской политики характерна цикличность, в значительной степени привязанная к смене федеральных избирательных циклов, привязанных к выборам в Государственную Думу РФ и Президента России. За время федерального избирательного цикла 2011-2016 гг. («думского» цикла) политическая система России претерпела ряд существенных трансформаций. Ряд изменений непосредственно затрагивает процесс организации выборов в Госдуму РФ. По сравнению с 2011 г. изменилась нормативная рамка предстоящих федеральных выборов. Вместо пропорциональной избирательной системы (характерной для выборов-2011), выборы в Госдуму РФ в 2016 г. вновь пройдут по смешанной системе. В связи с этим впервые с 2003 г. на федеральном уровне пройдут выборы не только по спискам партий, но и по 225 одномандатным округам. Изменилась схема нарезки одномандатных округов в регионах, где этих округов было больше одного. Если до 2003 г. округа выделялись в соответствии с крупными однородными частями субъекта РФ, которые, однако, могли существенно отличаться друг от друга (например, «административный центр региона – сельская местность»), то в 2016 г. для большинства субъектов РФ установлены в целом однородные округа, включающие как часть административного центра региона, так и прилегающие к нему территории (принцип «лепестковой нарезки»). Серьезные изменения претерпела партийная система России. По состоянию на 2011 г. в стране действовало только 7 политических партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Правое дело» и «Патриоты России»). Причиной тому были достаточно жесткие требования федерального законодательства (например, требование о наличии в партии не менее 50 тыс. членов). После ряда законодательных изменений требования к численности членов партий были смягчена – до 500 членов. Это привело к процессу взрывного роста количества партий. В результате к началу 2016 г. в России насчитывается более 70 политических партий, зарегистрированных в Министерстве юстиции и имеющих право участия в выборах. В то же время, процесс общего «количественного смягчения» требований к партиям на протяжении 2012-2015 гг. сопровождался рядом инициатив федеральных властей, направленных на повышение качества их работы и ответственности перед избирателем. В результате была законодательно установлена система «партийных фильтров», обязывающих партии собирать подписи для участия в выборах. Однако освобождение от сбора подписей получили те партии, которые уже зарекомендовали себя как серьезные и самостоятельные политические силы. Для выборов федерального уровня – это партии, которые в ходе последних выборов в Госдуму РФ провели свои списки в федеральный парламент либо набрали более 3% голосов, а также те партии, которые смогли провести свой список хотя бы в одно Законодательное Собрание субъекта РФ. Для региональных выборов – партии, получившие на последних выборах в Госдуму РФ более 3%, либо ранее избранные в региональный парламент по спискам, либо сумевшие провести свой избирательный список (набрать более 5%) в представительный орган местного самоуправления. Ряд фильтров действует и на местных выборах. В результате в 2016 г. право участия в выборах в Госдуму РФ без сбора подписей имеют 14 политических партий. Следует упомянуть ряд других законодательных изменений, напрямую не относящихся к выборам в Госдуму РФ, но существенным образом повлиявших на качественные трансформации политической системы в 2011-2016 гг. (например, ограничение способов создания политической партии только учредительным съездом, возвращение выборов губернаторов, увеличение мажоритарной компоненты на выборах регионального и местного уровня, и т.д.). Можно дать ряд оценок произошедшим трансформациям политической системы. Во-первых, сами по себе эти изменения говорят о существенном расширении рамок для участия в политической жизни и избирательном процессе самых разных политических субъектов. Во-вторых, налицо изменения в подходах внутриполитического блока Федерального Центра к управлению внутренней политикой – в сторону большей открытости политической системы и стимулирования конкуренции на разных уровнях. В то же время, в полной мере сохраняют актуальность некоторые проблемы. Несмотря на ряд количественных трансформаций, по-прежнему остается открытым вопрос о качестве изменений внутри политической системы. Также не в полной мере решенным остаются вопросы о формировании новых политических субъектов, мощных партий, взращивании нового поколения партийных лидеров, способности гражданского общества и общественного сектора к созданию новых и работоспособных институтов представительства и т.д. Очевидно, что решение этих проблем получит продолжение уже в новом федеральном избирательном цикле.