ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Целью доклада был концептуальный анализ употребления форм настоящего времени в мини-рассказах А.И. Солженицына «Крохотки». Образ времени в «Крохотках», определяемый в литературоведении как «укрупнение мгновения», приобретает особую значимость в связи с осмыслением тех описанных в социологии изменений в восприятии онтологических параметров времени, которые происходят под влиянием современных компьютерных технологий и глобального Интернета. В частности претерпевают изменения представления о конкретном мгновении в линейном потоке времени и о границах настоящего. Анализ художественного образа времени проводится с опорой на методологию и методику филологического анализа художественного текста, изложенные в учебнике Л. Г. Бабенко (2004). Модель времени в «Крохотках» отличается, с одной стороны, эффектом замедления времени и сосредоточенностью повест-вователя на актуальном моменте с максимальной детализацией всех аспектов изображаемого события, а с другой – расширением границ текущего момента за счет его обобщения. Здесь в полном объеме реализуется концептуальный потенциал грамматического настоящего времени. Для образа времени в этом литературном произведении большое значение имеет также композиция двух циклов миниатюр – то, что оба цикла заканчиваются миниатюрами в форме молитв. Проведенный концептуальный анализ темпоральных моделей важен для определения хранящихся в русском языке когнитивных ориентиров в познании онтологии времени.