ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В 1960–1970-х гг. происходило становление нового жанра, который впоследствии стал одним из ключевых для мирового современного искусства — инсталляции. Калифорнийское направление Light and Space, к которому относятся художники Роберт Ирвин, Майкл Ашер, Джеймс Таррелл, Дуг Уилер, Мария Нордман, Ларри Белл, Эрик Орр, Брюс Науман, представило свой узнаваемый вариант инсталляции, который резко выделялся на фоне других пространственных произведений этого периода, создаваемых на нью-йоркской или же европейской сцене. «Пустые» инсталляции Light and Space предполагают малозаметное изменение имеющегося помещения и обращают внимание зрителя на процесс его собственного восприятия, в то время как в качестве основного медиума используется свет. В определённой мере художники Light and Space отталкивались от знаковой экспозиции «Пустота» Ива Кляйна, которая была им известна. Однако пространственные работы Light and Space представляется более продуктивным рассматривать в общем проблемном поле становления инсталляции в 1960–1970-х гг. — в частности, в свете характерного для 1960-х гг. увлечения феноменологией Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти. Кроме того, представляет интерес процесс того, как художники Light and Space постепенно переходили к работе с новым жанром инсталляции от живописи через объект, что соотносится с творческим путем целого ряда первопроходцев инсталляции: Аллана Капроу, Даниеля Бюрена и других. Помимо этого, на принципы построения инсталляций Light and Space существенное влияние оказало то, что его ведущие представители живо интересовались когнитивными науками, нацеленными на изучение механизмов восприятия, а также экспериментами с свето- и звуконепроницаемыми камерами, в которых побывали многие художники этого направления. Учитывая названные внешние и внутренние факторы, мы рассмотрим работы Роберта Ирвина — ведущего представителя Light and Space — с целью выявить специфику его работы в медиуме инсталляции. Мы осветим связь инсталляций Ирвина с его живописной практикой; сайт-специфичную природу этих работ; наконец, то, как интерес к феноменологии определил механизм воздействия данных инсталляций на зрителя.