ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Доклад проф. В.М.Толмачёва полемизирует с традицией советского и постсоветского литературоведения, игнорирующей существование натурализма как литературного события первой величины, а также одной из основных разновидностей неклассического письма. В.М.Толмачёв дает характеристику натурализма Г. де Мопассана как представителя второго поколения французских натуралистов ("артнатурализм"). Если в романе "Жизнь", своеобразном римейке романа "Госпожа Бовари", Мопассан адаптирует к нуждам натурализма флоберовскую традицию и дает свою трактовку темам жизни как обмана жизни, биологической закономерности одиночества, фатального разлада между бытием и сознанием, то в романе "Новый друг" больше придерживается не эстетизированного понимания натурализма (что сближает его также с братьями де Гонкур), а его золаистского прочтения. Тем не менее, и в этом романе помимо очевидного натуралистского измерения (эротика на службе у парвеню, покоряющего современный Париж; социально-биологическая критика современного падения нравов), имеется и неочевидное - идентификация автора и героя (определенный автобиографизм образа Дюруа), цитаты (финал романа адаптирует к своим нуждам финал романа "Отца Горио" О. де Бальзака), воспроизводство важнейших мотивов романа "Жизнь" (жить - значит умирать, эротика - центральная, хотя при этом и иллюзионная, ценность мира).