ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Доклад посвящен отражению лингвистической идеологии и особенностей профессиональной идентичности сквозь призму речи преподавателей иностранного языка (французского). Под лингвистической идеологией понимаются коллективные представления о языке, циркулирующие в определенном обществе в определенный обществе (Д. Мур, Б. Пи, М.М. Раевская). Развиваются концепция а) Э. Дюркгейма о двойственности референций преподавателя как самостоятельного индивидуума и как члена профессиональной группы, 2) а также теория П. Бурдье о двух видах коллективных установок, распространенных в образовательной среде: прогрессистских (doxa) и традиционалистских (habitus). Анализируются тексты разных жанров: установочные документы (программы, распоряжения, официальные речи ) и спонтанные высказывания, в том числе полученные путем анкетирования. Исследованный материал подтвердил, что установки преподавателей иностранных языков, проявляющиеся в их профессиональном дискурсе, многообразны. Они разделяются на осознанные и неосознанные, индивидуальные и коллективные, прогрессистские или традиционалистские, актуальные и вневременные. Идеи стадиальности, а в некоторых случаях, и разрыва, особенно очевидны в директивном установочном дискурсе и политических решениях в области языка. Коллективный или индивидуальный опыт отражается в спонтанной речи, он не вписывается в стадиальную перспективу и в большей степени сохраняет память о вневременных ценностях. Расхождение этих векторов имеет системный характер и оказывает влияние на выбор учебников, методов, приемов обучения, определяет мысль, слово и действие преподавателя и, в конечном счете, воздействует на языковую политику в сфере образования.