ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе представлено обобщение критериев оценки письменных работ, которые разрабатываются в России методическими комиссиями творческих конкурсов школьников разного уровня: Всероссийской олимпиады, а также олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы» в МГУ. Выделены основополагающие принципы оценки: попытка её формализации для исключения субъективности экзаменатора, а также разделение на составляющие для усиления творческого начала конкурса. Чаще всего среди составляющих выделяют содержание и оформление высказывания. В то же время языковая практика работы в жюри конкурсов выявляет недостатки разработанных критериев и подсказывает возможности их совершенствования. Прежде всего, попытки формализации оценки приводят к выхолащиванию творчества. Не менее важно и то, что часто критерии носят «карательный» характер, когда перед экзаменатором для оценки работы стоит задача найти основания для снижения результирующей отметки. Наконец, встречаются и «пустые» критерии, по которым практически все работы получают максимальный балл. Для улучшения принципов оценки предлагается, во-первых, перейти от «карательной» системы оценок к «поощрительной» так, чтобы оценка не снижалась за допущенные ошибки или недочёты, а, напротив, повышалась за особые достижения в той или иной области. Во-вторых, представляется перспективным дать экзаменатору возможность быть обоснованно субъективным в ограниченных пределах, т.е. предоставить ему право повысить оценку работы, которая выделяется среди других работ, но обязать предоставить обоснование повышения оценки. Наконец, стоит попробовать от дихотомии содержание / форма перейти к трихотомии содержание / форма / речевая узуальность.