ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Уязвимость сегодняшней экономики неожиданным образом проявилась с глобальным распространением коронавируса, повлиявшего на абсолютно все стороны жизни общества. Это отобразилось на финансовых рынках, и сегодня уже можно говорить о спонтанном глобальном финансовом кризисе. В немалой степени это связано с тем, что глобальное разделение труда обусловило взаимозависимость экономик в мире (например, то, что Ки- тай является крупнейшим глобальным поставщиком, обусловило риски для зависимых от этих поставок компаний, а то, что Китай является одним из крупнейших потребителей углеводордного сырья, обусловило падение мировых цен на нефть). Данный кризис ха- рактеризуется низкой степенью управляемости, и хотелось бы надеяться, что он будет краткосрочным. В связи с этим, чрезвычайно актуализировалась задача, стоящая перед глобальной фи- нансовой системой, а именно: развитие финансовых технологий, оптимизирующих бизнес- процессы и минимизирующих контактное взаимодействие при осуществлении финансовых операций. Особенно важным является это в розничном банковском бизнесе, в осуществле- нии платежных операций. Поэтому основным подходом к решению обозначенной пробле- мы является развитие бесконтактных платежных технологий. Бесконтактные технологии впоследствии имеют перспективу распространиться и на прочие сферы жизни, например, организация входа-выхода посредством применения того же алгоритма, что и при бескон- тактной оплате, и так далее. Эмпирической базой проведенного нами исследования на тему готовности крупнейших китайских банков к внедрению собственных бесконтактных платежных технологий явля- ется экспертная оценка специалистами крупнейших китайских банков технологический, организационной и ресурсной готовности к внедрению собственных платформ бесконтакт- ных платежей, а также исследование китайского рынка платежных финансовых услуг, проведенное The Brookings Institution в 2019 г. В 2018 году платежи посредством банковских карт составляли 28% от общего чис- ла платежей в Китае, а онлайн-платежи занимали 72%, из которых мобильные платежи составляли более 85%. 92% людей в крупнейших городах Китая используют Wechat Pay или Alipay в качестве основного платежного средства. Аналогичное явление наблюдается и в сельских районах Китая: 47% сельского населения регулярно пользуются мобильными платежами. Сегодня в системе безналичных платежей в КНР действуют 7 ключевых китайских платежных платформ, 9 независимых фирм и 3 оператора связи. С целью оценки активности банков в банковской системе КНР для понимания их готовности осуществить технологическую экспансию на банковский рынок посредством раз- работки и внедрения собственных систем бесконтактных оплат в операциях по розничному бизнесу нами проведено исследование в крупнейших банках КНР: IndustrialandCommercialBankofChina; Bank Of China. IndustrialandCommercialBankofChinaпо всем параметрам слабее других, это означает, что работа руководства банка по технологическому развитию проходит, но в недостаточ- ной мере для опережающего развития. HSBC занимает высокую позицию. Банк активно развивает свои финансовые технологии, одновременно интегрируя их по всей своей произ- водственной цепочке, что создает базу для существенного сокращения себестоимости биз- нес-процессов. ChinaMerchantsBankпо всем параметрам, кроме одного, оценивается выше среднего. Активность банка в продвижении своих цифровых продуктов на рынке ниже среднего. Банк, разрабатывая качественные цифровые продукты, недостаточно внимания уделяет их информационному сопровождению. При этом, отмечается один общий «про- вал»: это - поиск и генерация новых факторов спроса. Наряду с этим отмечается высокий уровень реализации стратегии банков в развитии цифровых технологий в уже имеющихся нишах рынка розничных банковских услуг. Итак, крупнейшие банки КНР имеют все возможности для разработки и внедрения собственных систем бесконтактных платежей. Это - перспективное направление развития банковского бизнеса в свете последних событий в мире. Для банков КНР развитие технологий бесконтактных платежей является уже давно выполняемой задачей. Сегодня она актуализируется, и требуется активизация банков для разработки и продвижения собственных цифровых продуктов, которые могли бы исполь- зоваться как на базе смартфонов, так и на базе бесконтактных платежных карт. Это даст возможность банкам вовремя занять открывающуюся нишу на розничном банков- ском рынке и существенно нарастить свою конкурентоспособность. Одновременно, исследование показывает различную степень готовности банков к экс- пансии на рынок бесконтактных платежей. Оценка инновационного развития банков поз- воляет выявить сильные и слабые стороны их инновационной деятельности и устранить выявленные слабости для повышения степени своей технологической конкурентоспособности.