ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Проблеме обеспечения безопасной эксплуатации конструкций с длительными сроками службы посвящено обширное количество пуб-ликаций последних лет [1–3]. В зарубежных работах построение кри-вой усталости в много- и гигацикловой областях при симметричном одноосном нагружении основывается на модели Х. Муграби [2] с вы-делением двух механизмов зарождения усталостного разрушения: от очагов микроразрушения на поверхности образца с образованием устойчивых полос скольжения и от геометрических концентраторов структуры в обьеме тела с формированием области мелкогранулиро-ванной структуры «рыбий глаз»). В [1] рассматривается бифуркацион-ная кривая усталости с наличием области, в которой эти механизмы реализуются с разной вероятностью, возможен разрыв кривой устало-сти и несколько пределов выносливости. Различные ветви кривой опи-сываются различными степенными зависимостями предельной ампли-туды напряжения от числа циклов. Анализ экспериментальных иссле-дований много- и гигацикловой усталости сталей, никелевых, алюми-ниевых и титановых сплавов при различных частотах нагружения [3,4] позволяет сделать вывод, что для материалов, усталостные свойства которых зависят от частоты, эти диаграммы представляют разные зави-симости предельной амплитуды как функции двух переменных: числа циклов и частоты нагружения (и температуры как третьей переменной), а именно: в области многоцикловой усталости – с одной, как правило дозвуковой частотой, в области гигацикловой усталости – с другой, ультразвуковой частотой. При этом и первый механизм вязкого разру-шения, и второй – хрупкого разрушения, имеют место при нагружении с любой частотой в зависимости от числа циклов. В области ограни-ченной выносливости исследованных пластичных материалов [1–3] механизм вязкого разрушения был определяющим. Для никелевого сплава ЭИ437Б [4] и мартенситно-хромистой стали [3], усталостные свойства которых не зависят от частоты, по теории усталостного мас-штабно-структурного разрушения [5,6] построены области развития хрупкого микро-, мезо- и макроразрушения и кривая усталости по об-разованию макротрещины-лидера, получено удовлетворительное соот-ветствие опытным данным. Если предельные состояния дефектов раз-личных уровней [5,6] зависят от частоты, например, как для многих титановых сплавов, базовые характеристики модели необходимо рас-сматривать как функции частоты нагружения. 1. Шанявский А.А., Солдатенков А.П. Масштабные уровни предела усталости металлов // Физическая мезомеханика. 2019. № 22(1). с. 44-53. 2. Mughrabi, H. On ’multi-stage’ fatigue life diagrams and the relevant life-controlling mechanisms in ultrahigh-cycle fatigue // Fat. Fract. Eng. Mater. Sruct. 2002. № 25. p.755-764. 3. Christ H. J.(Ed.) Fatigue of Materials at Very High Numbers of Loading Cycles. Springer: 2018. 627 p. 4. Доклады 2 и 3 Всесоюзных семинаров «Прочность материалов и элементов конструкций при звуковых и ультразвуковых частотах нагружения», Киев «На-укова Думка». 1980. 524 с., 1983. 348 с. 5. Завойчинская, Э.Б. О теории усталостного разрушения при сложном напря-женном состоянии металлов с учетом структурных изменений //Вестник Моск. ун-та. Серия 1: Математика. Механика. 2019. № 2. с. 29–34. 6. Zavoychinskaya E.B. On the Theory of Scale Structural Fatigue of Metals at the Proportional Loading/ Journal of Physics. 2020. v. 1431. 012024-012032.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Programm_of_18_Int._Conf.MEPHI.pdf | Programm_of_18_Int._Conf.MEPHI.pdf | 6,7 МБ | 27 декабря 2020 [Elen] |