ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Метафора белого цвета в романе Гузель Яхиной «Дети мои» Метафора – это и способ понимания окружающего нас мира, и неотъемлемая часть языка. Метафора как средство создания образности и текста является многогранным явлением, поэтому закономерно то, что существуют разные типы классификаций метафор. Так, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют три основных типа концептуальных метафор – ориентационные, онтологические и структурные. Некоторые из них отражают определенные аспекты конкретной концепции, в то время как другие весьма размыты (см. [Лакофф 2004: 35–79]). В.П. Москвин пишет о трех вариантах классификации метафор – структурном, семантическом и функциональном (см. [Москвин 2012: 77–78]). В работе Г.Н. Скляревской обосновывается возможность разделения метафор на художественные и языковые. Художественные метафоры используются, например, в поэтике, а языковая метафора воспроизводится в повседневной речи, причем часто бессознательно (см. [Скляревская 1993: 31]). В научной литературе метафора может квалифицироваться как когнитивная, структурная, семантическая и образно-эстетическая единица. Мы рассматриваем цветовую метафору со структурно-семантической точки зрения. Сущность цветовой метафоры представляет собой явление, характеризующееся семантической двуплановостью и вторичностью лексических значений слова, поэтому метафора является одним из основных путей изменения значения цветонаименований (см. [Гайдукова 2012: 68]). Изучение цветовой метафоры в литературном произведении дает возможность прийти к заключению, что слова-цветообозначения выполняют важнейшую функцию в передаче авторского восприятии действительности и могут коррелировать с задачами создания художественного образа и с заложенной в произведении идеей. В качестве материала для исследования нами был выбран роман «Дети мои» Гузель Яхиной. Мотивацией для такого выбора послужило то, что Гузель Яхина – один из самых ярких дебютантов в российской литературе новейшего времени. Ее первый роман «Дети мои» – одно из наиболее популярных современных российских литературных произведений. Цвет пронизывает весь текст романа, а слова-цветообозначения служат своеобразным «мостиком», связывающим идейное содержанием с эмоциональным восприятием автором действительности. Можно предположить, что выбор автором того или иного цветообозначения, в том числе и метафорического характера, является строго мотивированным. Отметим также, что исследования, посвященные изучению функций слов-цветообозначений в текстах произведений Г. Яхиной, пока еще отсутствуют, как и вообще нет каких-либо серьезных работ об особенностях стиля данного автора. Текст романа «Дети мои» был проанализирован нами с точки зрения использования в нем метафор цвета. Методом сплошной выборки определен перечень слов-цветообозначений с наиболее высокой частотой употребления, это прежде всего цветообозначения, имеющие в своей основе значение ‘белый’ (в общей сложности 130 употреблений (белобрысый, белокурый, белоснежный, белый, бумажно-белый, меловой, молочный, мраморный, мутно-белый, перламутрово-белый, перламутровый, сахарнобелый, серебристый, серебряный, сливочно-белый, снежно-белый, снежный, телесный, фарфоровый). Следует сказать, что автор и в романе «Дети мои», и в других своих произведениях в качестве цветообозначений использует очень много (если сравнить, например, с текстами Захара Прилепина) сложных слов и метафорических сочетаний, представляющих своеобразную цветовую палитру произведения. Цветообозначение белый в тексте романе «Дети мои» чаще всего метафорически переносится на следующие объекты: а) человек и его деятельность: телесный и т. п.; молочная(-ое,-ые) (зерно, льда, реки); сахарнобелая (кость, льда); сливочно-белая (луна), относящиеся к кулинарным прагматонимам; б) природа: мраморный(-ое,-ая) (поле, портрет, статуя) относится к наименованию камней, серебряный(-ое,-ые) (блик, кубок, руки, рыбы, струйки, яйцо) / серебристые (чайки уподобляется серебристым аэропланам) относятся к наименованию металлов, перламутровое (брюхо осетра) относится к наименованию природных материалов, меловая (крошка похожа на белый туман) относится к наименованию минералов, бумажно-белое (лицо от волнения), имеющее отношение к дереву. Метафоры белого цвета в романе «Дети мои» Гюзель Яхиной проходят через всю сюжетную линию произведения, в которой рассказывается история рождения и гибели АССР Немцев Поволжья, и отражается трагическая судьба главного героя – Якоба Баха. Особенностями использования метафоры с цветообозначением белый является подчеркивание пустоты: белый – это пустыня, заселяемая людьми, и эта пустыня приобретает чистые и натуральные цвета природы, но эти цвета уничтожает разрушающая всё война. Через образ главного героя романа читатели воспринимают и страх перед войной, и голод, при этом используется метафора белого цвета, служащая маркером индивидуально-авторской манеры письма. Список использованной литературы 1. Гайдукова Т.М. Цветовая метафора в антропоцентрической сфере (на материале немецкого языка). Филология и искусствоведение. 2012. № 4 (2). С. 68–73. 2. Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с. 3. Москвин В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. М.: Изд-во ЛКИ, 2012. – 200 с. 4. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. – 152 с. 5. Яхина Г. Дети мои. М.: АСТ, 2018. – 352 с.