ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Понятия «поэма» как обозначение жанра и «поэмность» как стиль художественного высказывания пришли в музыку из литературы. В музыке они приобрели новое, самостоятельное значение. Литературной поэмой называется крупное многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма [5]. Пройдя долгий путь развития, поэма претерпела заметные изменения. Особенное значение поэма приобрела в эпоху романтизма, когда на смену эпико – героическому содержанию пришло преобладание лирического начала. Возникновение жанра музыкальной поэмы связано с творчеством композиторов – романтиков. Музыкальная поэма отличается лирико-драматическим или лирико-повествовательным характером, эпическое уходит на периферию жанра, а одним из определяющих его признаков становится эмоциональная насыщенность и относительная свобода формы. Таким образом, в самом определении литературной и музыкальной поэмы выделяются разные основания: в литературной – эпическое, в музыкальной – лирическое. Поэмность является более широким понятием, причем в музыке принцип поэмности часто не связан непосредственно с самим жанром. Одним из условий проявления поэмности в музыке становится ее программный характер. При этом программа может быть как открытой, заявленной в названии произведения и его частей (например, в поэмах Листа), так и скрытой, так называемой «потенциальной». В последнем случае программность понимается как «синкретический способ музыкального мышления, объединяющий музыкальную и вербальную составляющие» [3., С.65]. Такая программность не предполагает подчинение музыкальной драматургии некоему жизненно-конкретному событийному ряду, а сохраняет с ним лишь опосредованную тонкую связь. «Потенциальная программность» оказывается имманентно присущим самой музыке началом, а не чем-то сторонним, привнесенным из поэзии. Поэмность можно считать межжанровым драматургическим принципом музыкального развития, получившим распространение в эпоху романтизма. Здесь в гармоническом единстве находятся эпическая повествовательность и личностное начало. Поэмность, имеющая глубокие основания в самой природе музыкального искусства, проявляется в потенциальной программности и нелинейности развития. Список литературы: Музыкальная энциклопедия /под ред. Келдыш Ю.: в 6 т. Т. 5. М., 1978. Шапошников И.А. Взаимосвязь музыкальной поэмности и литературной поэмы // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2016. №1 (21). С. 118-122. Шапошников И.А. Поэмность в романтической музыке: фортепианное творчество Ф.Листа и Ф.Шопена. Дисс… канд. искусств. Новосибирск, 2016. Яворский Б. Избранные труды. Т. 2, Ч. 1 – М., 1987. Поэма. https://ru.wikipedia.org/wiki/Поэма