ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Доклад профессора В.М.Толмачева был построен как полемика со штампами русского восприятия эпохального романа Т.Манна. По мнению докладчика, модернистский по общему настроению, этот роман наследует традиции символистского романа. Центральное событие романа - явление художника-гения, который, пережив отпадение культуры от культа, берется за создание нового культа в терминах своего рода апофатически утверждаемой веры. Леверкюн характерно пытается сочинять не музыку "для глаза" (традиционная музыка в его восприятии), а музыку для внутреннего слуха (эквивалент искусства для искусства). Героем такой музыки становятся невыразимое, молчание, поэтикой - стилистика додекафонной музыки. Хотя роман - о музыке как носительнице нового типа культуры, в жизнеописании Леверкюна обыграна биография Ницше. Особое место в поэтике романа занимает рассказчик - ненадежный повествователь, своего рода Эккерман при новом "Гёте", который позволяет придать своему рассказу метауровень, сводящий вместе "немецкую идею" от Лютера и Гёте до Вагнера, Ницше до национал-социализма, а также самого Томаса Манна, "болеющего" Германией.