ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Цель нашего исследования — всесторонне осветить проблему определения места художественной синестезии в механизме семиотических трансформаций поэтики Мандельштама и предложить один из путей её разрешения. В отличие от большинства работ современных авторов, рассматривающих проблему синестезии с точки зрения теоретической (см., напр., труды Б.М. Галеева), наша работа направлена прежде всего на эмпирическое считывание различных семиотических «кодов» лирики. Слово «код» мы используем в толковании, данном Ю.М. Лотманом: «Термин “код” несёт представление о структуре только что созданной, искусственной и введённой мгновенной договорённостью» [Лотман: 13]. Материалом нашего исследования становятся лирические произведения Осипа Мандельштама разных лет. В докладе последовательно доказывается правомерность понимания феномена художественной синестезии как межчувственной ассоциативности. Ещё Л.Я. Гинзбург, характеризуя поэтику русских лириков постсимволистской поры, называет её конституирующим свойством «повышенную ассоциативность» [Гинзбург: 328]. В ходе анализа текстов на всех структурных уровнях выявляется, каким образом в лирике Мандельштама ассоциативные связи между различными семиотическими системами создают поле для формирования интермедиальной поэтики. Атрибуция семиотических кодов позволяет классифицировать основные типы симультанной актуализации чувственного, лежащие в основе действия эстетического механизма синестезии. Подразумеваемые семиотические коды обладают таким константным свойством художественной синестезии, как трансгредиентность по отношению к доминирующей знаковой системе (и, соответственно, главенствующему чувственному каналу связи). Произведённое исследование наглядно доказывает, что именно феномен синестезии исторически формирует универсальную семиотическую среду для протекания разнообразных интермедиальных трансформаций, на базе которых, в свою очередь, вырастает явление несравненно сложнейшее и совершеннейшее — синтез (или семиозис) искусств.